Буча новини міста, Буча сайт » статті і публікації » статті » Организуем пространство ребенку для роста

Организуем пространство ребенку для роста


Обратите внимание! Детская комната


ВПРОЧЕМ, ЧТО ЗНАЧИТ: "ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ"? ЭТО ВАЖНЕЙШИЙ ВОПРОС — ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ, СТРАТЕГИЧЕСКИЙ, ЕСЛИ ХОТИТЕ! МЫ ПОРОЙ И НЕ ПОДОЗРЕВАЕМ, СКОЛЬ ЗНАЧИМЫ ДЛЯ РЕБЕНКА "ЕГО" МИР, "ЕГО ТЕРРИТОРИЯ

И повторимся в сотый раз: пусть это бу­дет не комната, пусть уголок, но личный, детский — ребенок будет очень благода­рен вам за заботу и уважение к его пер­соне. Жизнь в "общежитии" — тяжелое испытание для детской психики, тем бо­лее, сегодня, когда у Маши — своя ком­ната, а у Дениса — настоящая рабочая станция! И глупо рассказывать ребенку, что смысл жизни не в материальном, а в духовном, если у него нет возможно­сти уединиться для постижения этого ду­ховного. Не обманывайте сына или дочь — став старше, они увидят, что очень тяжело жить только идеалами, что реализовать себя можно только в насто­ящем Деле, что Маша или Денис ушли далеко вперед, потому что с детства зна­ли: полноценная жизнь, наполненная ду­ховностью и без дурацких комплексов несостоятельности, возможна лишь благодаря труду. Но не бесплодному, а созидательному. Впрочем, и о матери­альном, и о духовном вам предстоит рас­сказать ребенку первыми. И не обмануть его ожиданий, чтобы и он — в будущей жизни — был честным.

О младенцах, шагающих экскаваторах,
поверженных авторитетах и типичных ошибках


ДИЗАЙН ДЕТСКОЙ КОМНАТЫ НЕ ТЕРПИТ СУЕТЫ. ВЫ ВЕДЬ ПОМНИТЕ, ЧТО СУЩЕСТВУЕТ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА (ПРИНЯТА ГЕНЕ­РАЛЬНОЙ АССАМБЛЕЕЙ ООН В 1959 ГОДУ)? СТАЛО БЫТЬ, ДЕТСКИЙ МИР ЖИВЕТ ПО СВОИМ ЗАКОНАМ, А УЖ МИР РЕБЕНКА В РАМКАХ ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОЙ КВАРТИРЫ — ТЕМ БОЛЕЕ. И РОДИТЕЛЯМ, КОТОРЫЕ НЕ ХОТЯТ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК БЕСПРЕСТАННО СРАЖАЛСЯ ЗА СВОЙ СУВЕРЕНИТЕТ И ТЕРРИТОРИАЛЬНУЮ ЦЕЛОСТ­НОСТЬ (А СРАЖАТЬСЯ ОН БУДЕТ, МЕЖДУ ПРОЧИМ, С ВАМИ), СЛЕДУЕТ ПОЗАБОТИТЬСЯ О ТОМ, ЧТОБЫ У НАСЛЕДНИКА БЫЛА СВОЯ "ЗАКОННАЯ" ТЕРРИТОРИЯ

Причем лучше обособленная — отгороженная пусть даже ширмой, перегородкой, стеллажом. Конечно, если квартира однокомнатная, задача усложняется, но выход найти можно всегда. Учтите также фактор роста — дети не только пере­двигаются, но и растут быстро — предусмотрите возмож­ность трансформации дизайна и обстановки. И не пугай­тесь! Это только кажется, что мероприятия, обозначенные такими "серьезными" словами, потребуют особых трудовых и материальных затрат. Немного фантазии, чуть-чуть изоб­ретательности — и детский мир преображается. V мебель­щиков ведь тоже есть дети — мебельщики напридумывали таких "растущих" систем для самых разных комнат и угол­ков! Не забывайте о деталях — смените шторы "с мишками", наклейте "джинсовые" обои, уберите коврик "с лягушатами", повесьте другой светильник... Словом, все возможно! Хотя многие родители предпочитают именно нейтрально-возра­стные варианты, не требующие особого вмешательства с течением времени. Это неплохо — главное, чтобы не стало скучно. И чтобы на все было вовремя. Ведь у каждого возра­ста — свои требования.

МЛАДЕНЦЫ, например, не требовательны

Удобная кроватка, столик для пеленания, комод для вещей (впрочем, место для них можно найти и в обычном шкафу), стульчик для кормления, манеж. Дизайнерские изыски в та­кой комнате — дань вашим амбициям, а не объективная не­обходимость. Важнее экологическая чистота, безопасность, психологический комфорт. Главный источник его первых (да и вторых) жизненных впечатлений — это вы. От вас зависит его эмоциональный на­строй, здоровье и жизнерадостность. Вот, например, такой вопрос: куда поставить детскую кроватку? Дети — цветы жизни, и, подобно цветку, они поворачивают голо­ву к свету, к солнышку. Поэтому педиатры советуют изменять положение кроватки, ведь если головка малыша постоянно по­вернута в одну сторону, его двигательная активность ограничивается. Более того, это чревато серьезными проблемами со здоровьем — нарушением кровообраще­ния, искривлением позвоночника, измене­нием формы головы (так называемая "кривошея"). Поворачивая малыша к свету, старайтесь, чтобы свет не был очень яр­ким — это может вызвать излишне эмоци­ональную реакцию, перевозбуждение, и как следствие, нарушение режима сна.

ШАГАЮЩИЙ ЭКСКАВАТОР

Ничего обидного для ребенка в этом под­заголовке нет. Просто, научившись ходить, он не только вбирает массу новых впечат­лений, но и подбирает, задевает и даже крушит массу вещей. "Не стой под стре­лой!" — в шагающем возрасте на первый план выдвигается требование безопасно­сти — и самого чада, и предметов, которые до момента первого шага годами мирно занимали свои места. Итак, закройте на ключ все дверцы или просто "свяжите" их ручки; если можно, положите на нижние полки детские книги, газеты, журналы — их рассматривание на некоторое время отвлечет исследователя от глобальной реви­зии. Можно сложить сюда и игрушки — какая разница, куда их складывать — в шкаф или в ящик? И разумеется, вазы, цветы, статуэтки, сервизы... Словом, — все выше и глубже, и дальше, и желательно — под замок. Углы лучше спрятать за пластиковыми накладками — если получится. А вот розетки должны быть "нейтрализованы" заглушками.

Будьте готовы к измазыванию стен: попробуйте прикрепить к ним белый ватман — в зоне детской досягаемости. Потом снимите непригодную бумагу — и все. Правда, существует опасность, что у ребенка сложится впечатление, что и на са­мих стенах можно рисовать, но это уж зависит от вашего умения быть убедительным в своих объяснениях. Пол должен быть теплым и не скользким. Ковер? Возможно, но только без ворса и с минимумом синтетики (лучше вовсе без нее]. А еще лучше — вовсе без ковра: как бы вы ни ста­рались убирать, в нем скапливается пыль, он нередко стано­вится источником аллергии, в конце концов, даже аккурат­ный малыш будет на него что-нибудь ронять и не только... Самый, на наш взгляд, приемлемый вариант для детской территории — пробка (см. ДІВАН № 4, 2003). Кстати, о мебели — в этот период комплектация интерьера не очень меняется: пеленальный столик исчезает, а добавить можно столик и стульчик для рисования и лепки, но не торопи­тесь. Сейчас ребенку нужен простор, так что не ограничивайте свободы его передвижения лишними предметами. Но уже на­ступило время учить его собирать разбросанные игрушки.

КУДА ОКУНАТЬ КИСТИ?

Если комплект детской мебели может быть разным, то к ее цвету существуют до­статочно жесткие требования — ничего темного, резкого, особо яркого, раздража­ющего. Нейтральные, мягкие тона, лучше всего в природной гамме — оптимальный вариант. Природа умна, и не стоит с ней спорить. Да и прикосновение к фактуре дерева так приятно! А ведь первые впе­чатления ребенок получает и оценивает именно "на ощупь" и "на цвет". Теперь о стенах. Специалисты советуют: выберите пастельный фон и добавьте яр­ких деталей для фиксации взгляда. Оттен­ков может быть много и самых разнообраз­ных, чтобы малыш испытывал новые ощу­щения. По мнению специалистов, даже черный, коричневый, серый имеют право на присутствие в детском интерьере — вопрос в сочетании и концентрации. Важно верно выбрать основной фон, а затем вводить де­тали, фрагменты. Синий и красный — не­подходящие цвета для основного фона. Красный слишком активен и даже агресси­вен, синий — подавляет, вызывает ощуще­ние хронической усталости. Хороши, но не в очень насыщенной концентрации — зеле­ный, оранжевый, желтый—они жизнерадостны, оптимистичны, легко сочетаются с другими тонами, делают комнату светлее, просторнее, солнечнее. Но каким бы ни был фоновый цвет, он не должен быть ярким.

РАСТЕМ!

И снова о трансформерах. Снова, потому что в прошлогоднем "детском" номере на­шего журнала (№4,20ОЗ) писали о них по­дробно и много. Поэтому ограничимся кон­статацией фактов. Трансформеры совре­менны, эргономичны, экономичны. Меняя детали и дополняя комплект, вы изменяете интерьер, вкладывая в разительные пере­мены минимальные средства. Сегодняш­ние Трансформеры — их конструкция, ди­зайн, надежность, элементная база — рас­считаны на много лет, ими может пользо­ваться дошкольник и студент. В комплект входит все. Что душе угодно, причем полу­чаете вы новые предметы путем несложной трансформации — детская кроватка пре­вращается в кровать для подросшего ре­бенка, ящик для игрушек—в стул, подстав­ку под ТВ; та же детская кроватка вдруг ока­зывается шведской стенкой, а пеленальный столик—удобным комодом или туалет­ным столиком для юной красавицы... Трансформеры экономят и место — прин­цип "все в одном" реализуется в них вирту­озно: на небольшой площади умещаются шкаф, кровать, рабочий стол...

УЧИМСЯ НА ОШИБКАХ ДРУГИХ

Популярная по необъяснимым причинам певица, постоянно причитающая "уси-пуси" (она же предлагает попробовать "ча­га-чага", хотя давно находится в малопривлекательном "искусе"), вызывает саркастическую усмешку. А вот родители, ко­торые считают, что эти "уси-пуси" по отношению к детям уме­стны в любом возрасте наследников, допускают серьезную ошибку. Взрослым также следует расти и учиться прини­мать — в смысле принимать как должное — решения наших детей. Интерьерный диктат также неуместен, как принужде­ние есть манную кашу, потому что "полезно", или играть на скрипке, потому что "у вас не было возможности так — пусть хоть ребенок научится!"

1) Не вспоминайте собственного детства — даже маленький ребенок может сформулировать, что ему нравится, а что—нет, поэтому не давите на него грузом собственных не сбывшихся надежд. Не ленитесь, приведите его в магазин несколько раз. И если он снова и снова одобрит предмет, покупайте. Но оце­ните и свои возможности — не водите его в те магазины, цены в которых кажутся вам неразумными.

2) Не ставьте задачи сра­зить наповал знакомых — вы - строите детскую, а не гостиную. А сами бы вы отказались от удоб­ной спальни в пользу умопомрачи­тельной? Ребенку в его комнате — жить, расти, развиваться, а взрос­лым гостям до нее нет никакого дела. К тому же дети отлично чувствуют, когда их интересами манипулируют.

3) Не отказывайтесь от возможности предупредить типичные конфликты. На­пример, избыток игрушек не только при­тупляет у ребенка ощущение новизны, пра­здника, радости от подарка, но и приводит к хаосу. Вы начинаете нервничать—кому же понравится беспорядок; ребенок начинает плакать — это его территория, у него свой порядок и вообще разбирать завалы обес­цененных сокровищ — занятие малоприят­ное. К тому же признайтесь: выбирая иг­рушку, неся ее домой, вы ожидаете проявле­ния бурных эмоций, интереса к подарку, бла­годарности дарителю... И что испытываете после равнодушно-вежливого "спасибо"? А ведь такого исхода можно избежать — просто и экономически выгодно отказаться от массовых закупок в игрушечных магази­нах. И очень важно помнить: живя в атмо­сфере хаоса, ребенок хуже развивается и даже может страдать неврозами.

4) Самая маленькая комната — не обяза­тельно детская. Если есть возможность, от­дайте ребенку во владение комнату по­больше, тем самым вы избавите и себя, и его от множества проблем в будущем. Ребенку нужен простор — и в большей сте­пени, нежели взрослым.

5) Моя соседка запрещала внучке прикасаться к полированной мебели, поэтому девочка, приходя в гости, начи­нала шлепать ладошками по моим шка­фам. Детская комната — не музей. Под­бирайте предметы, исходя из соображе­ний не только красоты, но и практичнос­ти, а если что-то оказалось сломан­ным — не усердствуйте в порицании. Ко­нечно, если вы видите, что ребенок пор­тит вещи нарочно, со злостью — дело иное и тут вопросы к психотерапевту. Детство — время спонтанных реакций, несдерживаемых эмоций, так что не сто­ит казнить. Лучше подберите предметы интерьера таким образом, чтобы не бо­яться за их судьбу и уж тем более не оп­лакивать ее. Если же правильно подо­брать игрушки — конструкторы, ящики, кубы, — ребенок не станет активно от­влекаться на вырезание букв на комоде. Прикрепите к стенам бумагу [см. вы­ше] — он с удовольствием порисует [а потом устройте выставку его работ с призами и мороженым).

6) Не делайте из детской комнаты склад гладильных досок, упакованных пледов, швейных машинок — дескать, пусть немного постоит, до тех пор, пока найду место получше. Детям это не нра­вится, дети используют эти вещи в своих целях (и кто будет виноват?), дети будут чувствовать себя, как в проходном дворе. И благодарности от них не ждите.

7) Дети растут быстрее, чем вам хотелось бы. Поэтому не стоит с маниакальной на­стойчивостью "тормозить" процесс, береж­но сохраняя зайчиков-цветочки-погре­мушки. Признайтесь, ведь эти телячьи неж­ности больше нравятся вам? Доказано, что среди детей поклонники такого дизайна встречаются крайне редко.

8) И не следует постоянно метаться в по­исках нового — совершенству нет предела. Ребенок должен жить в привычной и ком­фортной обстановке — это положительно влияет на его психику и развитие. Новинки нужны, но не кардинальные и не постоянно. Стабильность никому еще не была во вред.

9) Когда ребенок подрастет, не отвергай­те его стремления переделать что-то по-своему. Даже если вам не нравятся метал­лические стеллажи, а он мечтает о такой конструкции, примите его точку зрения. Со­бираясь сменить обстановку в его комнате, покажите ему журналы, подсчитайте с ним расходы, объясните, что он получит, а от че­го придется отказаться. Возможно, он предпочтет компьютерный стол массивно­му письменному монстру, а жалюзи — остромодным шторам... Но это его мир! И во­обще, ребенок должен иметь представле­ние о том, что актуально в данный момент. Это облегчит ему взаимодействие с окру­жающим миром.

10) И в заключение. Книга — источник знаний. Но такого индивидуума, как ваше чадо, еще не было. Поэтому не трансполируйте все рекомендации на ребенка. Лучше закройте книгу по педагогике и проведите с ним вечер — узнаете больше, нежели из всех томов вместе взятых. Не забывайте, что авторы "из прошлого" жили в другие времена, когда влияние информационных технологий, достижений науки и техники было ограниченным; учителя в школах и школьные программы — другими; доми­нировали книги, а не Интернет. Да и вообще "детьми улицы" называли детей из небла­гополучных семей, а сегодня — парадокс — дети из семей обеспеченных подвержены влиянию этой же улицы практически бес­контрольно... Да что вам говорить — вы са­ми знаете, что сегодня главная головная боль работающих мам и пап — их дети, для которых катастрофически не хватает времени. Так что не полагайтесь слепо на авторитеты — зряче только ваше сердце

ПСИХОЛОГИ РЕКОМЕНДУЮТ

В детской, где обитает ребенок до десяти лет, обя­зательно должен быть уголок, где можно вволю побезобразничать — порисовать на стене, например, и т. п. Однако если ребенок постарше по-прежнему раскра­шивает мебель и рисует на стенах из спреев, значит, он протестует против родительских ценностей. Это тоже нормально — не надо паники. Но знайте, что, например, цветная нахальная полоса через все_ зеркало говорит о том, что ваш подросток как минимум противоречиво к себе относится — хочет любить себя и не может.

Если в комнате подростка, особенно на стенах, кото­рые обычно увешаны постерами, плакатами и т. п., преобладают резкие, контрастные сочетания цветов (особенно черно-белое), это говорит о его неустойчи­вом психическом состоянии. Красно-черные сочета­ния свидетельствуют о высоком уровне агрессии: если подросток при этом и в самом деле ведет себя вызы­вающе, это еще пол-беды, если же внешне он кажется вам спокойным, дело хуже, ведь не выплеснутый нега­тив грозит болезнями, неврозами и прочими бедами.

Есть вещи которые прямо-таки вопиют об опасно­сти. Изображения молний, черепов, свастик на стенах — знак того, что борьба подростка с социальными нор­мативами взрослых уже перешла в патологию. Все­возможные монстры, агрессивные, возбуждающие тревогу картинки, сцены насилия указывают на аф­фективное, неустойчивое состояние психики.

И хаос в комнате — вовсе не такая уж однозначная вещь. За ним могут крыться не только лень и несобран­ность, но и смятение чувств, внутренняя опустошен­ность, растерянность перед жизнью, неосознанный конфликт с миром взрослых. На беспорядок следует особенно обратить внимание, если ваш прежде органи­зованный ребенок вдруг начал разбрасывать вещи по комнате и его никакими силами нельзя заставить класть их на место. Может, он безответно влюблен?

Но если подросток не привносит в интерьер ничего сво­его и в комнате не заметно знаков его индивидуальнос­ти, это серьезный сигнал тревоги — ребенок уходит в се­бя. Скорее всего, он чувствует себя дома "не дома", ему там не уютно и некомфортно, что-то его пугает. Это часто бывает, когда у родителей не ладятся отношения между собой. Особенно опасный и очевидный симптом — за­брошенная безликая комната без любимых вещей, но "ухоженный" компьютер. Истинный дом обитателя этой детской — в виртуальном пространстве, в интернетовских дебрях — там он чувствует себя в безопасности. А любая форма отгороженности от жизни (по-научному эскапизма) будь то уход в виртуальный или воображаемый мир, чревата множеством серьезных проблем. Из них самые малые — инфантильность, неконтактность и неприспо­собленность к жизни.

Но ребенку, который цепляется за игрушки и вещи из раннего детства, скорее всего, тоже не очень комфортно в настоящем, поэтому он идеа­лизирует прошлое. Ему кажется, что тог­да его любили больше, предъявляли меньше требований и т. д. Когда в ком­нате пятнадцатилетней девочки по-прежнему царит одна только Барби, это знак инфантильности, капитуляции пе­ред наступающей взрослой жизнью.

Если комната девочки-подростка вооб­ще лишена признаков пола и даже со­держит элементы мужской атрибутики, не надо сразу паниковать. Это лишь оз­начает, что девочка еще не приняла свою женскую сущность. Ну что ж, на то и дается ей переходный возраст. Теперь главное — не давить на психику, не навя­зывать свой стиль жизни.

И вообще, пусть ребенок обязательно примет участие в оформлении интерье­ра детской!

Коментарів: 0
Додати коментар
Інформація
Коментувати статті на сайті можливе лише впродовж 370 днів з дня публікування.