Обратите внимание! Детская комната
ВПРОЧЕМ, ЧТО ЗНАЧИТ: "ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ"? ЭТО ВАЖНЕЙШИЙ ВОПРОС — ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ, СТРАТЕГИЧЕСКИЙ, ЕСЛИ ХОТИТЕ! МЫ ПОРОЙ И НЕ ПОДОЗРЕВАЕМ, СКОЛЬ ЗНАЧИМЫ ДЛЯ РЕБЕНКА "ЕГО" МИР, "ЕГО ТЕРРИТОРИЯ
И повторимся в сотый раз: пусть это будет не комната, пусть уголок, но личный, детский — ребенок будет очень благодарен вам за заботу и уважение к его персоне. Жизнь в "общежитии" — тяжелое испытание для детской психики, тем более, сегодня, когда у Маши — своя комната, а у Дениса — настоящая рабочая станция! И глупо рассказывать ребенку, что смысл жизни не в материальном, а в духовном, если у него нет возможности уединиться для постижения этого духовного. Не обманывайте сына или дочь — став старше, они увидят, что очень тяжело жить только идеалами, что реализовать себя можно только в настоящем Деле, что Маша или Денис ушли далеко вперед, потому что с детства знали: полноценная жизнь, наполненная духовностью и без дурацких комплексов несостоятельности, возможна лишь благодаря труду. Но не бесплодному, а созидательному. Впрочем, и о материальном, и о духовном вам предстоит рассказать ребенку первыми. И не обмануть его ожиданий, чтобы и он — в будущей жизни — был честным.
О младенцах, шагающих экскаваторах,
поверженных авторитетах и типичных ошибках
поверженных авторитетах и типичных ошибках
ДИЗАЙН ДЕТСКОЙ КОМНАТЫ НЕ ТЕРПИТ СУЕТЫ. ВЫ ВЕДЬ ПОМНИТЕ, ЧТО СУЩЕСТВУЕТ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА (ПРИНЯТА ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕЕЙ ООН В 1959 ГОДУ)? СТАЛО БЫТЬ, ДЕТСКИЙ МИР ЖИВЕТ ПО СВОИМ ЗАКОНАМ, А УЖ МИР РЕБЕНКА В РАМКАХ ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОЙ КВАРТИРЫ — ТЕМ БОЛЕЕ. И РОДИТЕЛЯМ, КОТОРЫЕ НЕ ХОТЯТ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК БЕСПРЕСТАННО СРАЖАЛСЯ ЗА СВОЙ СУВЕРЕНИТЕТ И ТЕРРИТОРИАЛЬНУЮ ЦЕЛОСТНОСТЬ (А СРАЖАТЬСЯ ОН БУДЕТ, МЕЖДУ ПРОЧИМ, С ВАМИ), СЛЕДУЕТ ПОЗАБОТИТЬСЯ О ТОМ, ЧТОБЫ У НАСЛЕДНИКА БЫЛА СВОЯ "ЗАКОННАЯ" ТЕРРИТОРИЯ
Причем лучше обособленная — отгороженная пусть даже ширмой, перегородкой, стеллажом. Конечно, если квартира однокомнатная, задача усложняется, но выход найти можно всегда. Учтите также фактор роста — дети не только передвигаются, но и растут быстро — предусмотрите возможность трансформации дизайна и обстановки. И не пугайтесь! Это только кажется, что мероприятия, обозначенные такими "серьезными" словами, потребуют особых трудовых и материальных затрат. Немного фантазии, чуть-чуть изобретательности — и детский мир преображается. V мебельщиков ведь тоже есть дети — мебельщики напридумывали таких "растущих" систем для самых разных комнат и уголков! Не забывайте о деталях — смените шторы "с мишками", наклейте "джинсовые" обои, уберите коврик "с лягушатами", повесьте другой светильник... Словом, все возможно! Хотя многие родители предпочитают именно нейтрально-возрастные варианты, не требующие особого вмешательства с течением времени. Это неплохо — главное, чтобы не стало скучно. И чтобы на все было вовремя. Ведь у каждого возраста — свои требования.
МЛАДЕНЦЫ, например, не требовательны
Удобная кроватка, столик для пеленания, комод для вещей (впрочем, место для них можно найти и в обычном шкафу), стульчик для кормления, манеж. Дизайнерские изыски в такой комнате — дань вашим амбициям, а не объективная необходимость. Важнее экологическая чистота, безопасность, психологический комфорт. Главный источник его первых (да и вторых) жизненных впечатлений — это вы. От вас зависит его эмоциональный настрой, здоровье и жизнерадостность. Вот, например, такой вопрос: куда поставить детскую кроватку? Дети — цветы жизни, и, подобно цветку, они поворачивают голову к свету, к солнышку. Поэтому педиатры советуют изменять положение кроватки, ведь если головка малыша постоянно повернута в одну сторону, его двигательная активность ограничивается. Более того, это чревато серьезными проблемами со здоровьем — нарушением кровообращения, искривлением позвоночника, изменением формы головы (так называемая "кривошея"). Поворачивая малыша к свету, старайтесь, чтобы свет не был очень ярким — это может вызвать излишне эмоциональную реакцию, перевозбуждение, и как следствие, нарушение режима сна.
ШАГАЮЩИЙ ЭКСКАВАТОР
Ничего обидного для ребенка в этом подзаголовке нет. Просто, научившись ходить, он не только вбирает массу новых впечатлений, но и подбирает, задевает и даже крушит массу вещей. "Не стой под стрелой!" — в шагающем возрасте на первый план выдвигается требование безопасности — и самого чада, и предметов, которые до момента первого шага годами мирно занимали свои места. Итак, закройте на ключ все дверцы или просто "свяжите" их ручки; если можно, положите на нижние полки детские книги, газеты, журналы — их рассматривание на некоторое время отвлечет исследователя от глобальной ревизии. Можно сложить сюда и игрушки — какая разница, куда их складывать — в шкаф или в ящик? И разумеется, вазы, цветы, статуэтки, сервизы... Словом, — все выше и глубже, и дальше, и желательно — под замок. Углы лучше спрятать за пластиковыми накладками — если получится. А вот розетки должны быть "нейтрализованы" заглушками.
Будьте готовы к измазыванию стен: попробуйте прикрепить к ним белый ватман — в зоне детской досягаемости. Потом снимите непригодную бумагу — и все. Правда, существует опасность, что у ребенка сложится впечатление, что и на самих стенах можно рисовать, но это уж зависит от вашего умения быть убедительным в своих объяснениях. Пол должен быть теплым и не скользким. Ковер? Возможно, но только без ворса и с минимумом синтетики (лучше вовсе без нее]. А еще лучше — вовсе без ковра: как бы вы ни старались убирать, в нем скапливается пыль, он нередко становится источником аллергии, в конце концов, даже аккуратный малыш будет на него что-нибудь ронять и не только... Самый, на наш взгляд, приемлемый вариант для детской территории — пробка (см. ДІВАН № 4, 2003). Кстати, о мебели — в этот период комплектация интерьера не очень меняется: пеленальный столик исчезает, а добавить можно столик и стульчик для рисования и лепки, но не торопитесь. Сейчас ребенку нужен простор, так что не ограничивайте свободы его передвижения лишними предметами. Но уже наступило время учить его собирать разбросанные игрушки.
КУДА ОКУНАТЬ КИСТИ?
Если комплект детской мебели может быть разным, то к ее цвету существуют достаточно жесткие требования — ничего темного, резкого, особо яркого, раздражающего. Нейтральные, мягкие тона, лучше всего в природной гамме — оптимальный вариант. Природа умна, и не стоит с ней спорить. Да и прикосновение к фактуре дерева так приятно! А ведь первые впечатления ребенок получает и оценивает именно "на ощупь" и "на цвет". Теперь о стенах. Специалисты советуют: выберите пастельный фон и добавьте ярких деталей для фиксации взгляда. Оттенков может быть много и самых разнообразных, чтобы малыш испытывал новые ощущения. По мнению специалистов, даже черный, коричневый, серый имеют право на присутствие в детском интерьере — вопрос в сочетании и концентрации. Важно верно выбрать основной фон, а затем вводить детали, фрагменты. Синий и красный — неподходящие цвета для основного фона. Красный слишком активен и даже агрессивен, синий — подавляет, вызывает ощущение хронической усталости. Хороши, но не в очень насыщенной концентрации — зеленый, оранжевый, желтый—они жизнерадостны, оптимистичны, легко сочетаются с другими тонами, делают комнату светлее, просторнее, солнечнее. Но каким бы ни был фоновый цвет, он не должен быть ярким.
РАСТЕМ!
И снова о трансформерах. Снова, потому что в прошлогоднем "детском" номере нашего журнала (№4,20ОЗ) писали о них подробно и много. Поэтому ограничимся констатацией фактов. Трансформеры современны, эргономичны, экономичны. Меняя детали и дополняя комплект, вы изменяете интерьер, вкладывая в разительные перемены минимальные средства. Сегодняшние Трансформеры — их конструкция, дизайн, надежность, элементная база — рассчитаны на много лет, ими может пользоваться дошкольник и студент. В комплект входит все. Что душе угодно, причем получаете вы новые предметы путем несложной трансформации — детская кроватка превращается в кровать для подросшего ребенка, ящик для игрушек—в стул, подставку под ТВ; та же детская кроватка вдруг оказывается шведской стенкой, а пеленальный столик—удобным комодом или туалетным столиком для юной красавицы... Трансформеры экономят и место — принцип "все в одном" реализуется в них виртуозно: на небольшой площади умещаются шкаф, кровать, рабочий стол...
УЧИМСЯ НА ОШИБКАХ ДРУГИХ
Популярная по необъяснимым причинам певица, постоянно причитающая "уси-пуси" (она же предлагает попробовать "чага-чага", хотя давно находится в малопривлекательном "искусе"), вызывает саркастическую усмешку. А вот родители, которые считают, что эти "уси-пуси" по отношению к детям уместны в любом возрасте наследников, допускают серьезную ошибку. Взрослым также следует расти и учиться принимать — в смысле принимать как должное — решения наших детей. Интерьерный диктат также неуместен, как принуждение есть манную кашу, потому что "полезно", или играть на скрипке, потому что "у вас не было возможности так — пусть хоть ребенок научится!"
1) Не вспоминайте собственного детства — даже маленький ребенок может сформулировать, что ему нравится, а что—нет, поэтому не давите на него грузом собственных не сбывшихся надежд. Не ленитесь, приведите его в магазин несколько раз. И если он снова и снова одобрит предмет, покупайте. Но оцените и свои возможности — не водите его в те магазины, цены в которых кажутся вам неразумными.
2) Не ставьте задачи сразить наповал знакомых — вы - строите детскую, а не гостиную. А сами бы вы отказались от удобной спальни в пользу умопомрачительной? Ребенку в его комнате — жить, расти, развиваться, а взрослым гостям до нее нет никакого дела. К тому же дети отлично чувствуют, когда их интересами манипулируют.
3) Не отказывайтесь от возможности предупредить типичные конфликты. Например, избыток игрушек не только притупляет у ребенка ощущение новизны, праздника, радости от подарка, но и приводит к хаосу. Вы начинаете нервничать—кому же понравится беспорядок; ребенок начинает плакать — это его территория, у него свой порядок и вообще разбирать завалы обесцененных сокровищ — занятие малоприятное. К тому же признайтесь: выбирая игрушку, неся ее домой, вы ожидаете проявления бурных эмоций, интереса к подарку, благодарности дарителю... И что испытываете после равнодушно-вежливого "спасибо"? А ведь такого исхода можно избежать — просто и экономически выгодно отказаться от массовых закупок в игрушечных магазинах. И очень важно помнить: живя в атмосфере хаоса, ребенок хуже развивается и даже может страдать неврозами.
4) Самая маленькая комната — не обязательно детская. Если есть возможность, отдайте ребенку во владение комнату побольше, тем самым вы избавите и себя, и его от множества проблем в будущем. Ребенку нужен простор — и в большей степени, нежели взрослым.
5) Моя соседка запрещала внучке прикасаться к полированной мебели, поэтому девочка, приходя в гости, начинала шлепать ладошками по моим шкафам. Детская комната — не музей. Подбирайте предметы, исходя из соображений не только красоты, но и практичности, а если что-то оказалось сломанным — не усердствуйте в порицании. Конечно, если вы видите, что ребенок портит вещи нарочно, со злостью — дело иное и тут вопросы к психотерапевту. Детство — время спонтанных реакций, несдерживаемых эмоций, так что не стоит казнить. Лучше подберите предметы интерьера таким образом, чтобы не бояться за их судьбу и уж тем более не оплакивать ее. Если же правильно подобрать игрушки — конструкторы, ящики, кубы, — ребенок не станет активно отвлекаться на вырезание букв на комоде. Прикрепите к стенам бумагу [см. выше] — он с удовольствием порисует [а потом устройте выставку его работ с призами и мороженым).
6) Не делайте из детской комнаты склад гладильных досок, упакованных пледов, швейных машинок — дескать, пусть немного постоит, до тех пор, пока найду место получше. Детям это не нравится, дети используют эти вещи в своих целях (и кто будет виноват?), дети будут чувствовать себя, как в проходном дворе. И благодарности от них не ждите.
7) Дети растут быстрее, чем вам хотелось бы. Поэтому не стоит с маниакальной настойчивостью "тормозить" процесс, бережно сохраняя зайчиков-цветочки-погремушки. Признайтесь, ведь эти телячьи нежности больше нравятся вам? Доказано, что среди детей поклонники такого дизайна встречаются крайне редко.
8) И не следует постоянно метаться в поисках нового — совершенству нет предела. Ребенок должен жить в привычной и комфортной обстановке — это положительно влияет на его психику и развитие. Новинки нужны, но не кардинальные и не постоянно. Стабильность никому еще не была во вред.
9) Когда ребенок подрастет, не отвергайте его стремления переделать что-то по-своему. Даже если вам не нравятся металлические стеллажи, а он мечтает о такой конструкции, примите его точку зрения. Собираясь сменить обстановку в его комнате, покажите ему журналы, подсчитайте с ним расходы, объясните, что он получит, а от чего придется отказаться. Возможно, он предпочтет компьютерный стол массивному письменному монстру, а жалюзи — остромодным шторам... Но это его мир! И вообще, ребенок должен иметь представление о том, что актуально в данный момент. Это облегчит ему взаимодействие с окружающим миром.
10) И в заключение. Книга — источник знаний. Но такого индивидуума, как ваше чадо, еще не было. Поэтому не трансполируйте все рекомендации на ребенка. Лучше закройте книгу по педагогике и проведите с ним вечер — узнаете больше, нежели из всех томов вместе взятых. Не забывайте, что авторы "из прошлого" жили в другие времена, когда влияние информационных технологий, достижений науки и техники было ограниченным; учителя в школах и школьные программы — другими; доминировали книги, а не Интернет. Да и вообще "детьми улицы" называли детей из неблагополучных семей, а сегодня — парадокс — дети из семей обеспеченных подвержены влиянию этой же улицы практически бесконтрольно... Да что вам говорить — вы сами знаете, что сегодня главная головная боль работающих мам и пап — их дети, для которых катастрофически не хватает времени. Так что не полагайтесь слепо на авторитеты — зряче только ваше сердце
ПСИХОЛОГИ РЕКОМЕНДУЮТ
В детской, где обитает ребенок до десяти лет, обязательно должен быть уголок, где можно вволю побезобразничать — порисовать на стене, например, и т. п. Однако если ребенок постарше по-прежнему раскрашивает мебель и рисует на стенах из спреев, значит, он протестует против родительских ценностей. Это тоже нормально — не надо паники. Но знайте, что, например, цветная нахальная полоса через все_ зеркало говорит о том, что ваш подросток как минимум противоречиво к себе относится — хочет любить себя и не может.
Если в комнате подростка, особенно на стенах, которые обычно увешаны постерами, плакатами и т. п., преобладают резкие, контрастные сочетания цветов (особенно черно-белое), это говорит о его неустойчивом психическом состоянии. Красно-черные сочетания свидетельствуют о высоком уровне агрессии: если подросток при этом и в самом деле ведет себя вызывающе, это еще пол-беды, если же внешне он кажется вам спокойным, дело хуже, ведь не выплеснутый негатив грозит болезнями, неврозами и прочими бедами.
Есть вещи которые прямо-таки вопиют об опасности. Изображения молний, черепов, свастик на стенах — знак того, что борьба подростка с социальными нормативами взрослых уже перешла в патологию. Всевозможные монстры, агрессивные, возбуждающие тревогу картинки, сцены насилия указывают на аффективное, неустойчивое состояние психики.
И хаос в комнате — вовсе не такая уж однозначная вещь. За ним могут крыться не только лень и несобранность, но и смятение чувств, внутренняя опустошенность, растерянность перед жизнью, неосознанный конфликт с миром взрослых. На беспорядок следует особенно обратить внимание, если ваш прежде организованный ребенок вдруг начал разбрасывать вещи по комнате и его никакими силами нельзя заставить класть их на место. Может, он безответно влюблен?
Но если подросток не привносит в интерьер ничего своего и в комнате не заметно знаков его индивидуальности, это серьезный сигнал тревоги — ребенок уходит в себя. Скорее всего, он чувствует себя дома "не дома", ему там не уютно и некомфортно, что-то его пугает. Это часто бывает, когда у родителей не ладятся отношения между собой. Особенно опасный и очевидный симптом — заброшенная безликая комната без любимых вещей, но "ухоженный" компьютер. Истинный дом обитателя этой детской — в виртуальном пространстве, в интернетовских дебрях — там он чувствует себя в безопасности. А любая форма отгороженности от жизни (по-научному эскапизма) будь то уход в виртуальный или воображаемый мир, чревата множеством серьезных проблем. Из них самые малые — инфантильность, неконтактность и неприспособленность к жизни.
Но ребенку, который цепляется за игрушки и вещи из раннего детства, скорее всего, тоже не очень комфортно в настоящем, поэтому он идеализирует прошлое. Ему кажется, что тогда его любили больше, предъявляли меньше требований и т. д. Когда в комнате пятнадцатилетней девочки по-прежнему царит одна только Барби, это знак инфантильности, капитуляции перед наступающей взрослой жизнью.
Если комната девочки-подростка вообще лишена признаков пола и даже содержит элементы мужской атрибутики, не надо сразу паниковать. Это лишь означает, что девочка еще не приняла свою женскую сущность. Ну что ж, на то и дается ей переходный возраст. Теперь главное — не давить на психику, не навязывать свой стиль жизни.
И вообще, пусть ребенок обязательно примет участие в оформлении интерьера детской!