Сорок дней назад на 66-м году ушел из жизни бывший заместитель генерального директора Киевского авиазавода
Владимир ШУНЕВИЧ,
ветеран серийного завода
С Иваном Васильевичем мне посчастливилось работать в трудный, но прекрасный для предприятия период с 1978 по 1982 годы. После того, как его предшественника на посту вожака заводской молодежи Александра Харлова, тоже замечательного руководителя, впоследствии ставшего генеральным директором, призвали в армию, секретарем комитета комсомола стал Ваня Васильев. Он достойно продолжил традиции, заложенные светлой памяти Олегом Басенко, Александром Харловым. В команде единомышленников плодотворно работали Владимир Асташкин, Нина Хилай, Лариса Посылкина, Виктор Иванчик, Леонид Синельник и другие молодые инженеры и рабочие.
Осенью 1980 года мы с Иваном Васильевым полетели в Москву на Всесоюзное совещание секретарей комитетов комсомола и начальников штабов «Комсомольского прожектора» предприятий Министерства авиационной промышленности СССР, которое несколько дней проводилось во всесоюзном объединении «Авиаэкспорт». От его работников и коллег из объединения «Авиазагранпоставка» было очень приятно слышать, что антоновские самолеты, производимые в Киеве и других городах – самые надежные, имеют меньше всего рекламаций. По вечерам же, за рюмкой чая в номерах гостиницы «Россия» коллеги из Воронежа, Ташкента, Казани, Куйбышева с ужасом говорили, что наш Степанченко (генеральный директор, Герой Социалистического Труда Василий Алексеевич Степанченко) – самоубийца. Они знали, что в то время наше объединение осваивало серийный выпуск сразу трех новых изделий – «72», «32» и «400». И это при том, что каждый месяц с заводского аэродрома взлетали два десятка серийных военно-транспортных Ан-26 для Афганистана и ВВС зарубежных стран! Коллеги считали, что такие объемы работ не под силу ни одному здравомыслящему руководителю и его производству.
И Ваня Васильев терпеливо рассказывал, как молодежь предприятия шефствует над освоением новых изделий, внедрением передовых технологий, какие применяются стимулы, побуждающие молодых рабочих и инженеров творчески подходить к делу. Комитет комсомола постоянно проводил конкурсы на лучшее изобретение и рацпредложение по усовершенствованию конструкции новых изделий и технологии их производства, соревнования на титул лучшего молодого специалиста или рабочего по профессии.
Жизнь в те годы на заводе бурлила не только в цехах. Во Дворце культуры авиастроителей (ныне ночной клуб с чужестранным названием «Бинго») по вечерам демонстрировались самые новые отечественные и зарубежные кинофильмы, большим успехом пользовались спектакли заводского самодеятельного «Театра на Кременецкой», здесь гастролировали знаменитые московские театры имени Вахтангова, имени Ленинского комсомола, «Современник» и даже «безыдейное» варьете из Таллинна, которому столичные партократы запретили выступать на других сценах Киева. На заводской детской технической станции работали различные кружки, в которых юные члены семей авиастроителей получали первые знания и практику работы с различными механизмами, строили прекрасные авиамодели.
В конце 70-х в высшую лигу чемпионата СССР по хоккею вернулась под новым названием «Сокол» команда бывшего киевского «Динамо». Возродилась она благодаря тому, что ее взял на буксир наш завод. Соколята постепенно стали одной из лучших хоккейных команд Советского Союза, успешно выступали за границей. И тут Ивану Васильеву и его товарищам прибавилось головной боли. Игроки «Сокола» состояли на комсомольском учете в комитете комсомола предприятия и получали у нас зарплату. И после их зарубежных поездок на завод стали приходить бумаги из правоохранительных органов: тот при пересечении границы ввозил с собой недозволенное количество шмоток для фарцовки, другой напился. И заседания бюро комитета комсомола посвящались разбору таких залетов наших спортивных звезд.
Брежневские блюстители идеологического целомудрия в те времена запретили в стране даже КВН, критические выступления участников которого по остроте и юмору не уступали шуткам нынешнего «95-го квартала». Маслякова посадили в тюрьму. Зато под Киевом, на заводской базе отдыха «Сокол» по выходным КВН процветал! На предприятии работало много выпускников ХАИ, в том числе и бывший участник команды-звезды КВН Валерий Трифонов. Он с товарищами стал организатором этого движения на заводе. А Ваня Васильев сумел убедить секретаря парткома, который ворчал и морщился, что никакого подрыва государственных устоев молодые юмористы не несут. Наоборот – чем острее критика недостатков – тем легче их искоренять.
Во все времена проблемой большинства молодых семей на предприятиях была нехватка жилья. Зная деловую хватку заводских комсомольцев, Иван Васильев, к тому времени уже первый секретарь Ленинградского райкома комсомола предложил им создать первый в Киеве МЖК – молодежный жилищный комплекс: хотите квартиру поскорее – сами стройте! В состав МЖК включили нуждающихся в жилье молодых рабочих и специалистов. А в цехах за ушедших на стройку, чтобы сохранилась зарплата, товарищи выполняли производственные нормы и задания. Руководитель района Борис Солдатенко помог подыскать земельный участок на Южной Борщаговке, решить другие проблемы. И за пару лет там вырос многоквартирный дом.
Потом Иван Васильев вернулся на родной завод. Работал сначала заместителем начальника цеха, постепенно занимал более высокие должности, вырос до заместителя генерального директора завода – одного из крупнейших в столице предприятий. Везде, где бы он ни работал, его любили и уважали за организаторский талант, умение работать с людьми, человечность.
Его трудовой путь и карьера не были усыпаны розами. Больше было шипов. Но он никогда не роптал, не ушел в бизнес. В самые нелегкие для авиаторов времена был предан одному любимому делу – строительству самолетов. Единственным из человеческих недостатков, которые, обладая сильным характером, не смог преодолеть – курил. Возможно, именно эта вредная привычка не дала возможности его в общем-то крепкому организму выстоять в борьбе с вирусной пневмонией, развившейся из-за элементарной простуды. Постоянно заботясь о людях, он очень не хотел доставлять им лишние хлопоты, отказывался ложиться в больницу, надеялся, что сам справится с болезнью дома. Пока врачи не отвезли его в стационар чуть ли не силой. Увы, оказалось, поздно. Это – еще один урок жизни всем нам от человека и руководителя Ивана Васильева. Нам его не будет хватать. Но память о нем будет освещать путь живущих.
Фото из архива заводского музея