Буча новини міста, Буча сайт » статті і публікації » статті » Системы раннего развития детей

Системы раннего развития детей

Методика Глена Домана
Системы раннего развития детейОна была разработана около 60 лет назад американским врачом-физиотерапевтом, основателем филадельфийского Института Ускоренного Развития Ребенка (Better Baby Institute) Гленом Доманом. Занимаясь реабилитацией малышей с серьезными травмами мозга, он обнаружил, что его подопечные не только быстро выздоравливают, но и начинают опережать в своем интеллектуальном развитии сверстников. А вдруг, применив эту систему для здоровых детей, можно вырастить гения? Доман в этом не сомневался: «Каждый ребенок, уже в момент своего рождения, обладает невероятными ментальными способностями». Согласно методике Домана, обучение наиболее эффективно в период до 3 лет, и начинать необходимо с физического развития (это стимулирует умственное развитие). Буквально с рождения надо предоставить ребенку максимальную свободу движений (никаких пеленок и манежей!), заниматься с ним специальной гимнастикой.

И параллельно развивать интеллект — ежедневно, трижды в день показывать малышу (и озвучивая) серии карточек из разных отраслей знаний (на них может быть все что угодно: от написанных слов, цифр, точек до изображений растений, животных, знаменитых людей и исторических событий). Это своеобразные «биты» информации, стимулирующие развитие мозга (его Доман сравнивал с компьютером). Важно: на карточке должен быть изображен только один предмет или слово (написанное крупным красным шрифтом), на показ каждой отводится секунда.

Малыши воспринимают процесс как увлекательную игру. При этом формируется фотографическая память, закладываются энциклопедические знания. Дети, занимающиеся «по Доману» с рождения, как правило, начинают рано читать и писать, становятся эрудитами — сегодня уже есть несколько нобелевских лауреатов, начинавших с этой методики.

Ребенок получает знания пассивно (буквально «с ложечки»), не развивая мыслительные способности и творческое начало. Страдает и эмоциональное, сенсорное развитие — «факт» нельзя пощупать, исследовать всеми органами чувств.
Кроме того, методика предназначена для визуалов. Сам Доман признает приоритет зрительного опыта над всеми остальными способами познания мира, а таковые — далеко не все.


Методика Марии Монтессори
Система, созданная итальянским врачом и педагогом (первой в стране женщиной-доктором наук!) Марией Монтессо- ри еще в начале прошлого века, популярна и сегодня — на ее базе функционирует немало детских садов. Начиная работать с больными детьми, Монтессори разработала массу игрушек и пособий, которые не только развлекают, но и всесторонне развивают малыша. Также педагог открыла важность сенсорных занятий — разных манипуляций с предметами: переливания воды, пересыпания песка), которые формируют у ребенка понятия о свойствах материи и законах природы. Монтессори создала педагогическую систему, максимально приближенную к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам. Ее девиз: «Помоги мне сделать это самому!».

Принципы системы Монтессори:
- Развивающая среда. Все вокруг способствует совершенствованию моторных и сенсорных навыков, самостоятельному приобретению знаний. Дидактические материалы (игрушки, развивающие рамки) расположены в логической последовательности на полках, доступных для ребенка, — взрослый не предлагает их, а только показывает, как с ними взаимодействовать.
- Свобода выбора. Ребенок сам выбирает род занятий — это развивает любознательность и самостоятельность, учит понимать свои чувства и потребности.
- Правила. Их немного: нельзя мешать заниматься другим детям, надо убирать за собой и т. д. Дисциплинарные меры внедряются мягко, позитивно.
- Награды и наказания. Привычных оценок (хорошо-плохо) нет, как впрочем и сравнения успехов детей. Это позволяет ребенку заниматься тем, что ему по душе, а не участвовать в соревновании на «лучшего».

Способствует гармоничному развитию личности — без ломки того особенного, индивидуального, что в ней есть. Формирует позитивную самооценку, уверенность в себе, способность самостоятельно мыслить и оценивать результаты своего труда. Позволяет получать знания через собственный опыт — а это имеет большое значение!

Направлена на преимущественное развитие аналитических способностей, логики, мелкой моторики. Творческие ролевые игры не приветствуются — считается, это тормозит интеллектуальное развитие детей. Чтению и письму ребенка тоже не обучают. Система не подходит замкнутым детям, которые без направленной помощи и поддержки взрослого не решатся что-то сделать сами.


Методика Николая Зайцева
Названа в честь своего изобретателя, российского филолога и педагога-новатора Николая Зайцева. Его пособия для обучения детей чтению, счету, логике (не только знаменитые кубики Зайцева, но и специальные таблицы, диски с «подпевками») основаны на естественной потребности ребенка в игре и системности подачи материала. Методика Зайцева для обучения чтению базируется на «складовом» принципе (склад — пара согласной и гласной или согласной с твердым или мягким знаком) — считается, таким образом освоить его гораздо проще. На каждой грани кубика — один склад: находя соответствующие склады, ребенок составляет слова.

И при этом учится чувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и глухими, твердыми и мягкими звуками (поскольку кубики не простые, а «звучащие», наполненные многими материалами, разными по цвету и размеру). Важно и то, что обучение происходит в игре, в движении (на «уроках» можно бегать, прыгать, лазить по гимнастической стенке) — это позволяет задействовать все органы чувств, а также сохранить здоровую осанку и полноценное зрение. Обучение можно продолжить и дома (купить кубики сегодня не проблема). А научив читать, увлечь ребенка освоением счета, грамматики, иностранного языка — для этого тоже есть специальные «зайцевские» пособия.

Запоминая сразу буквосочетание, ребенок легче (и грамотно!) учится читать — этому способствует и веселое обучение. Вовлеченность в процесс сразу нескольких органов чувств (осязания, слуха, зрения) помогает более «зрелому» восприятию окружающего мира, а также обеспечивает активное развитие речи и творческих задатков.

Логопеды и дефектологи указывают на очевидный недостаток: усваивая сразу склады, ребенок лишается «открытия» соединения одной буквы с другой, а впоследствии часто «проглатывает» окончания и не может разобраться в составе слова.


Методика Масару Ибука
Японец Масару Ибука не был профессиональным педагогом — он больше известен как глава корпорации Sony. Однако именно его книга «После трех уже поздно» запустила процесс создания новой системы раннего развития. Главная ее идея такова: мозг человека на 70-80% формируется в период до трех лет, в том числе его работоспособность, «привычки» (к умственной деятельности или лени). «Если в первые три года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как ее использовать. Это все равно, что пытаться достигнуть хороших результатов, работая на плохом компьютере», — полагает Ибука. Он выступает за естественность раннего развития — ребенок сам стремится к познанию и может освоить что угодно! Поэтому бояться надо не «перекормить» его информацией, а недодать ее! Ведь со временем чадо не будет «заглатывать» все подряд — возьмет то, что полегче, поинтересней... Между тем, многие навыки, которые прошли мимо в детстве, очень сложно обрести в более позднем возрасте например, чувство равновесия, координацию движений, музыкальный слух.

При этом совсем необязательно лишать ребенка детства — достаточно дать возможность обучаться, наполнить его жизнь эмоциями и событиями. По мнению Ибуки, дети осваивают все неосознанно, без усилий— например, изучение иностранных языков или игру на музыкальных инструментах. Если, конечно, советовать им этим заниматься — и поддерживать в пути! Ибука предлагает также изменить традиционный (для Японии) подход к воспитанию, когда сначала ребенку позволено все, а затем практически все запрещено: «Нужно изначально быть строгими и ласковыми, с самого начала уважать «Я» ребенка и его волю».

Гуманистическая направленность: по мнению Ибуки, главная цель раннего развития — сделать все, чтобы ребенок не рос несчастливым. Его учат играть на скрипке не для того, чтобы он стал музыкантом, а иностранным языкам — не ради блестящего лингвистического будущего. Развитие безграничных потенциальных возможностей призвано привнести в жизнь маленького человека больше радости.

Внедрение в жизнь одного из основных постулатов теории — своевременное введение нового опыта — требует от родителей пристального внимания к развитию малыша и уверенности в себе. Второй минус методики — ментальный: она, скорее, рассчитана на японских малышей — послушных, склонных к созерцанию... Не на наших «шустриков»!


Вальдорфская (штайнеровская) педагогика
Ёе основоположник — австрийский философ Рудольф Штай- нер (первые школы, работающие по этой методике, были открыты для детей работников табачной фабрики «Вальдорф-Астория» — отсюда и название). Принцип вальдорфской педагогики таков — торопиться с освоением того или иного навыка просто нет смысла. Ее кредо: «Всему свое время». Признавая детство очень важным периодом для формирования гармоничной личности, последователи Штайнера подразумевают под ранним развитием несколько непривычные для обывателя вещи: эстетическое воспитание, прикладные ремесла и изучение окружающего мира.

На практике это выражается в организации музыкальных занятий (игра на музыкальных инструментах, эвритмия — особая система движений под музыку), занятий живописью (рисование красками и мелками — на произвольную тему, без контроля и правил), многогранной «ручной» деятельности (вышивание, резьба по дереву, изготовление игрушек из природных материалов). Обязательная часть обучения — пышные праздники (связанные с. временами года и не только), концерты (на которых ребенок может раскрыть свой творческий потенциал). Вальдорфские педагоги уверены, что дитя постигает окружающий мир опытным путем (копирует, воспроизводит), поэтому все направлено на подражание — старшим детям (группы в садике зачастую разновозрастные), воспитателю, природе. При этом давление на ребенка, извращающее его чувственный опыт, исключено. Чтобы этот опыт был максимально естественным, предлагается исключить достижения цивилизации: телевизор, компьютер, игрушки из искусственных материалов.

Проявление уважения к индивидуальности ребенка помогает взрастить уникальную, творческую, тонко чувствующую природу и мир личность. А отсутствие принуждения, эталонов правильности, оценок формирует уверенность в себе, свободу в творческом самовыражении.

Методика сознательно не готовит ребенка к школе — занятия по чтению и счету отсутствуют, а успех обучения во многом зависит от личностных качеств воспитателя и его педагогического таланта. Подходит не всем детям — слишком активным и любознательным может быть скучновато.
3 -2

Виктория Шарапенко, журнал «Здоровье», сентябрь 2011 г. 
Коментарів: 0
Додати коментар
Інформація
Коментувати статті на сайті можливе лише впродовж 370 днів з дня публікування.