Интернет - уникальное виртуальное пространство в котором можно найти все: друзей, общение, информацию, а также возможность поиграть и т.п.
Когда появился Интернет, никто не ожидал, что он будет влиять на здоровье. Интернет имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Его отрицательная сторона - Интернет-зависимость или, по научному, Интернет - аддикция.
"Интернет-зависимость" - это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями.
Аддикция - это патологическое влечение к чему-либо, что увеличивает риск развития психических заболеваний и, или связано с персональными или социальными проблемами.
Первое психологическое исследование на зависимость от компьютера было проведено в 1980 годах М. Шоттон. В конце 1994 году Кимберли Янг разработала и поместила на веб-сайте специальный опросник, получила почти 500 ответов, из которых 400 были отправлены, согласно выбранному ею критерию, аддиктами. Голдберг в 1995 году предложил набор диагностических критериев для определения зависимости от Интернета, построенный на основе признаков патологических пристрастия к азартным играм (гимблинга.)
Феномен "зависимость от Интернета", или "Интернет-аддикция", а также "компьютерная игровая зависимость" характеризуют следующие поведенческие характеристики: активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете; досада и раздражение при вынужденных отвлечениях; неспособность спланировать время окончания сеанса работы в Интернете; расходование денег для обеспечения работы в Интернете; забывание в ходе работы в Интернете о домашних делах, учебе или служебных обязанностях, важных личных и деловых встречах; готовность мириться с разрушением семьи, потерей круга общения из-за поглощенности Интернетом; пренебрежение собственным здоровьем, сокращение длительности сна из-за работы в Интернете в ночное время; избегание физической активности - якобы из-за срочной работы, связанной с Интернетом; готовность удовлетворяться случайной и однообразной пищей, поглощаемой нерегулярно и не отрываясь от компьютера.
Американские педиатры выявили взаимосвязь между пропагандой насилия в СМИ и жестоким поведением среди подростков.
Как показало исследование, результаты которого опубликованы в журнале Pediatrics, школьники, увлекающиеся жестокими видеоиграми и откровенно сексуальными телевизионными шоу, в высшей степени склонны к агрессии, пишет The New York Times со ссылкой на Reuters.
Причем, как подчеркнула доктор Мишель Ибарра из центра Internet Solutions for Kids в Санта-Анне (Калифорния), наиболее серьезное влияние на психику ребенка оказывают жестокие видеоролики, распространенные в интернете. В опросе доктора Ибарра и ее коллег приняли участие 1588 подростков в возрасте от 10-15 лет. Средний возраст малолетних респондентов составил 13 лет, 48% опрошенных - девочки.
По данным опроса, за прошедший год 5% детей были вовлечены в действительность насильственного характера (стрельба из оружия, разбойное нападение, грабеж, сексуальное насилие), в то же время 38% опрошенных сознались, что за год посетили хотя бы один тип веб-сайтов жестокого содержания. Причем, с каждым новым типом посещенных порталов, жестокость ребенка возрастала на 50%.
Подростки, которые рассказали, что "чаще всего" посещали интернет-ресурсы, содержащие видеоматериалы "реальных драк, перестрелок и убийств людей", оказались в 5 раз более склонными к жестокому поведению, чем их сверстники, не посещающие подобных веб-сайтов.
Естественно предположить, что чем больше различных СМИ, пропагандирующих жестокость, доступны ребенку, тем более он агрессивен. Тем не менее, влияние ТВ-шоу, фильмов, музыки, интернет-мультиков и компьютерных игр оказалось гораздо слабее влияния интернет-роликов, изображающих насилие со стороны реальных людей.
Тем не менее, Ибарра и ее коллеги так и не смогли определить в этой ситуации причинно-следственную связь: то ли СМИ, пропагандирующие насилие, делают детей жестокими, то ли изначально агрессивные дети ищут в сети ролики со сценами насилия, то ли имеют место быть оба варианта.
-----------------
Специфика подросткового возраста состоит в том, что для подростков необходимы личностные контакты со сверстниками. Задача подростка - преодолеть ограниченность кругом семьи, чтобы иметь возможность "выйти в мир" и найти в нем свое, подходящее для себя и востребованное социальной средой, место.
Важная особенность подросткового периода - это заключительный этап формирования самосознания и воли. Подросток активно учится принимать ответственность за свое мнение, решения, действия, ставит отдаленные цели в соответствие со своими потребностями, достигает их. Активно общаясь, подросток "смотрит на себя глазами других", получая обратную связь от сверстников, формирует собственное представление о себе, своих потребностях, возможностях, жизненных планах.
Успешный переход к статусу взрослого, особенно в профессиональном плане, требует долгой подготовки. Поэтому, несмотря на свою физическую и интеллектуальную зрелость, подростки отстранены от участия в важных делах и решениях взрослых. Это на протяжении продолжительного периода предоставляет юному человеку возможность экспериментировать с различными образами взрослой жизни, не связывая себя окончательными решениями.
Пространство Интернет предоставляет массу возможностей для широких контактов и многочисленных социальных экспериментов, однако для некоторых подростков и юных людей оно становится единственным местом для общения, заменяя реальную жизнь и приводя к формированию Интернет-зависимости.
Интернет-зависимость - это навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line.
Выделяют следующие ее виды:
- Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам - большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.
- Игровая зависимость - навязчивое увлечение компьютерными играми.
- Навязчивый веб-серфинг - бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.
- Навязчивая финансовая потребность - игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.
- Киберсексуальная зависимость - навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом
Чаще всего интернет-зависимость связана с коммуникацией в сети, по данным К. Янг она распределяется следующим образом:
- Чаты - 37 %
- Многопользовательские игры - 28 %
- Телеконференции по сети - 15 %
- Электронная почта - 13 %
- Сайты Всемирной паутины - 7 %
- Иные сетевые протоколы (ftp, gopher и пр.) - 2 %
Интернет-зависимость не столь разрушительна, как другие виды зависимости (наркомания, алкоголизм и т.д.), однако и она может приводить к разрушительным последствиям.
Наиболее очевидными являются проблемы со здоровьем, прежде всего, нарушения осанки и зрения. Часто возникают боль и онемение пальцев и правой руки. Появилось даже название симптома - "рука, держащая мышь". При работе за компьютером руки бывают постоянно согнуты в локтях, кисти в напряжении висят над клавиатурой. Когда кисть долго неподвижна и напряжена, кровообращение в ней застаивается, и снабжение тканей кислородом замедляется. Происходит отек, сжимается нерв. В результате появляется боль, особенно ночью и рано утром, в пальцах ощущается покалывание или онемение.
Тенденция засиживаться в Интернете по ночам приводит к развитию синдрома хронической усталости, появлению "букета" разных болезней. Ослабление воли - невозможность отказаться от лишнего часа-двух-трех... в сети - приводит к забрасыванию повседневных дел (поесть, расчесаться, умыться... перехватив бутербродик за компом, унести и вымыть тарелку...), двойкам в школе, проваленным экзаменам и денежным растратам. В отличие от азартных игроков, интернет-зависимые подростки теряют прежде всего свое время, а затем уже деньги, однако снижение самоконтроля приводит к самым неожиданным финасовым затратам.
Не таким заметным сначала, но очень серьезным следствием оказывается то, что основная задача возраста - выход в "большой мир" ответственным за свою жизнь человеком - зачастую остается не решенной. Коммуникация, игры, поиск информации в сети имеют ряд особенностей, которые с одной стороны, делают их привлекательными для людей, которым трудно взаимодействовать с другими в "реальном" мире. С другой - овладение навыками "жизни" в сети зачастую не может быть легко перенесено в реальность и помочь тем самым росту и развитию.
Что делает Интернет притягательным в качестве средства "ухода" от реальности?
Это возможность анонимных взаимодействий с людьми.
Теряют значение те средства общения, которые "остаются за словами". Физическое отсутствие приводит к тому, что чувства можно скрывать или показывать отсутствующие переживания. Становятся неважными пол, возраст, социальный статус, внешняя привлекательность, умение общаться. Поэтому по мнению самих пользователей в Интернете, "легче вести серьезный разговор", "люди реже обижаются, потому что там это бессмысленно - все равно не видно, как ты обижаешься", "можно общаться с непривлекательными (внешне) людьми, и их уродливость не мешает общению", "можно говорить на равных с человеком значительно старше тебя, и это не мешает общению, хотя ты знаешь, что он старше". Иначе говоря, есть возможность спрятать истинные чувства.
Это безответственность.
Из-за сокрытия или искажения информации возникает раскрепощенность, ненормативность и безответственность. Человек в Сети проявляет свободу высказываний и поступков. Зачастую доходит до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств. Границы отсутствуют, потому что риск разоблачения и отрицательной оценки окружающими минимален.
Это возможность для реализации представлений, фантазий с обратной связью.
В сети можно создать один или множество новых образов "Я"; вербализовать представления или фантазии, не возможные в текущей социальной ситуации для реализации в обычном мире, например, киберсекс, ролевые игры в чатах и т.д.
Это возможность контроля за информацией о себе.
Можно предъявлять только те части своего образа, которые хочется показать в данный момент, и успешно прятать остальные.
Это возможность избегать пугающих конфликтных ситуаций.
Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, он может прервать их в любой момент, как только почувствует опасность и, таким образом, оставлять неразрешенными любые конфликты.
Это возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям.
Нет необходимости выстраивать взаимоотношения, искать "общий язык" с одним собеседником, поскольку в любой момент можно найти нового
Неограниченный доступ к неструктурированной информации.
Интернет переполнен информацией самого разного рода. При несформированности внутренних критериев оценки, системы собственных ценностей, системы проверки поступающей информации реальности информация обесценивается (возможно все, что угодно, и то, и это, но ничего не доказуемо и ничего не важно). Дискуссии зачастую превращаются в разговор "ни о чем" из-за снижений информационной и эмоциональной ценности их для собеседников, становясь средством для заполнения времени.
Возможность выбора любой роли, бессмертия, всевластия в компьтерных играх.
В отличие от реальной жизни, в компьютерной игре можно иметь бесчисленное множество попыток "начать все заново", стать неуязвимым, "победить всех врагов".
Стремление "погрузиться в Интернет" взамен реальной жизни
свойственно тем подросткам и юным людям которым сложно начти свое место в реальности, испытывающим трудности в общении и в саморегуляции (снижении воли), снижение энергии (чувство пустоты, тоски, подавленности), сложности в выражении эмоций и распознавании своих потребностей, испытывающих "голод" по ощущениям (на биохимическом уровне интернетаддикция сродни гэмблингу и представляет собой "дофаминовый голод" - постоянную необходимость стимулировать рецепторы дофамина).
Как отличить использование Интернета как полезного ресурса от интернетзависимости?
В настоящий момент широко используются диагностические критерии Интернет-зависимости, предложенные К. Янг в 1994 г.:
Озабоченность Интернетом (мысли о предыдущих он-лайн сеансах и предвкушение последующих)?
Ощущение потребности в увеличении времени, проведенного в Сети?
Безуспешные попытки контролировать, ограничить или прекратить использование Интернета.
Усталость, угнетенность или раздраженность при попытках ограничить или прекратить пользование Интернетом.
Пребывание он-лайн больше, чем предполагали.
Проблемы в работе, учебе или в личной жизни из-за Интернета?
Ложь членам семьи, врачам или другим людям, чтобы скрыть время пребывания в Сети.
Использование Интернета для того, чтобы уйти от проблем или от дурного настроения (например, от чувства беспомощности, виновности, раздраженности или депрессии).
Доктор М. Орзак выделила следующие психологические и физические симптомы, характерные для PCU:
Психологические симптомы:
- Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером
- Невозможность остановиться
- Увеличение количества времени, проводимого за компьютером
- Пренебрежение семьей и друзьями
- Ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером
- Ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности
- Проблемы с работой или учебой
Физические симптомы:
- Боль и онемение правой руки, особенно кисти ("синдром карпального канала")
- Сухость в глазах
- Головные боли по типу мигрени
- Боли а спине
- Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи
- Пренебрежение личной гигиеной
- Расстройства сна, изменение режима сна
- Согласно исследованиям Кимберли Янг опасными сигналами (предвестниками интернетзависимости) являются:
- Навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту
- Предвкушение следующего сеанса он-лайн
- Увеличение времени, проводимого он-лайн
- Увеличение количества денег, расходуемых он-лайн
- К этому списку можно добавить возникающие потерю ощущения своего тела или появление чувства его "чужеродности" собственного тела, "раздвоения" себя ("я и там, и здесь...").
В настоящее время разработаны специальные тесты на Интернет-зависимость. Первый и главный шаг на пути излечения и профилактики Интернет-зависимости, это осознание наличия или опасности заболевания самим подростком.