» » » Как научиться грамотно и связно излагать свои мысли

Как научиться грамотно и связно излагать свои мысли

Примеров, когда неумение грамотно и связно излагать свои мысли, убеждать собеседника, подводит в жизни, оказывает «медвежью услугу», можно привести много.

Так, прошедшим летом одному талантливому абитуриенту пришлось срочно, что называется, в последний день, переводить документы из МГУ в «Бауманку». Почему? Устный экзамен по математике в МГУ он сдал на «тройку», хотя блестяще знал предмет – парень не смог объяснить, почему он решил задачу в таком-то варианте! В «Бауманке» же все экзамены были письменные, и свою заслуженную «пятерку» юноша, к счастью, успел получить. Что уж говорить о гуманитарных и естественных факультетах – косноязычным и не умеющим грамотно изъяснятся гражданам, придется совсем туго.

Типичные речевые ошибки



Неправильное ударение
Устный экзамен хорош тем, что, ориентируясь на реакцию слушателей, вы можете мгновенно поправиться, объясняя свои ошибки волнением. В русском языке ударение свободное и подвижное: оно может находиться на любом слоге и перемещаться с одной значимой части слова на другую в разных его формах.

На вопрос, как правильно произносить «жалюзи», «позвонит», «мастерски», «откупорить», «апостроф», «догмат», «петля», «красивее» и т. д., наиболее полно могут ответить акцентологи (лингвисты, исследующие законы русского ударения). Самостоятельно же научиться произносить слова грамотно можно единственным способом: постоянно заглядывать словарь и запоминать. На экзамене старайтесь строить ответ так, чтобы исключить речевые конструкции, в произношении которых вы сомневаетесь;

Тон речи
Визгливый, режущий ухо; командно-приказной, раздражающий; сварливый и склочный, будто провоцирующий ссору; глухой, однообразный, требующий от слушателя постоянного напряжения и т. д. Запишите себя на магнитофон и внимательно прослушайте. Поинтересуйтесь у друзей и родных, каким тоном вы часто говорите, что им не нравится в вашей речи. Кстати, психологи утверждают, что для вырабатывания мелодичного тона, необходимо чаще слушать классическую музыку.

Нужно постоянно тренироваться. Как и любое другое, умение говорить приходит с опытом. Используйте все возможности: расскажите анекдот в компании, вызовитесь отвечать на уроке, участвуйте в конкурсах, олимпиадах и т. д. Используйте опыт других людей. Вас привлекает, например, скрытая эмоциональность передач В.Познера? Смотрите, слушайте, подмечайте детали, делайте выводы. На кассетах и дисках есть записи лекций Ю. Лотмана и Д. Лихачева – это были потрясающие ораторы, люди великой культуры (в том числе и речевой) и энциклопедических знаний;

Бедный словарный запас
Отсюда постоянные повторы: он сказал, она сказала, автор сказал. Тавтология: в ответ он ответил и т. д. Есть специальные словесные игры, помогающие в ненавязчивой форме пополнить активный запас слов. Но самый действенный и приятный способ обогатить свой лексикон – побольше читать;

Искусственная сложность речи
Обилие ненужных слов, фраз, за которыми трудно уловить смысл. Как в знаменитой шутке: «О чем этот фильм?» - «Да ни о чем!» Аристотель основным достоинством речи считал ясность: «Раз речь не ясна, она не достигает своей цели». Говорить ясно, понятно и доступно очень сложно. Видимая простота обманчива, и принимающие экзамен преподаватели, сами читающие лекции, прекрасно это понимают. Они по достоинству оценят ясную речь;

Слова-паразиты
Это настоящий бич устной речи! На них даже есть мода: последние два-три года держат первенство «как бы», «типа», «на самом деле». И слышится на экзаменах: «Автор как бы обозначил тему». «Как бы замкнутый цилиндрический сосуд». Абитуриент! Преподаватели звереют от подобных выражений!

Из засоряющих речь отмечу: «вот», «итак», «ну», «скажем», «в общем», «так сказать», «короче». Даже «приличное» слово может стать «мусорным»: в последнюю поступательную страду у многих в речи появилось в виде слова-связки «хорошо». «Хорошо, концентрация молекул водорода...», «Хорошо, в этом стихотворении...» Особенно популярным это словечко стало при ответе на дополнительные вопросы. Педагоги уже боятся их задавать..

Нарушение синтаксических норм
Приводит к серьезным стилистическим недостаткам, таким, как «цепочки падежей»: «анализ теории и практики решения проблемы укрепления материальной базы предприятий нашего города...» Бедный абитуриент уже сам чувствует, что вконец запутался, и пытается выбраться из чудовищного нагромождения слов резким обрывом предложения.

Часты ошибки в соединении глаголов с разным управлением: «лечить и заботиться о больных», «кафедра организовала и руководит практикой».

Неверный выбор предлогов после глаголов. Страдает управление: «благодаря обстоятельств».
Постарайтесь выработать у себя нормативную зоркость: не просто слушайте других людей, а подмечайте ошибки в звучащей речи.

Неумение склонять числительные
Даже в речи министра финансов промелькнуло: «без двухста тридцати процентов»! Основные правила склонения числительных занимают в любом учебнике русского языка ровно одну страницу, и вы в состоянии их выучить. Эти правила нужны при ответе на любом экзамене, будь то физика или история.

Употребление жаргонных и сленговых слов
Когда компьютерные гении перекидываются словечками «клава», «зависнуть», «комп», «винды», «кинуть на мыло» и т. д., это нормально. Но на устном экзамене лучше такие не использовать. Они плохи не сами по себе, а при употреблении не к месту, когда вы не знаете их литературных синонимов. Скажем, другу на вопрос о каком-либо фильме вы можете ответить «зашибись» или «отстой», но на вопрос экзаменатора об экранизации романа Л. Толстого «Война и мир» найдите другие выражения.
www.gotostudy.com.ua 
  4
 QR-код адреса статьи
Коментарів: 0
Додати коментар