Согласно действующей редакции Закона Украины «О гражданстве Украины» иностранец или лицо без гражданства могут стать гражданами Украины при соблюдении таких условий:
- Предоставление декларации об отсутствии иностранного гражданства или обязательства о выходе из иностранного гражданства;
- Беспрерывное проживание на территории Украины в течение последних пяти лет;
- Получение разрешения на иммиграцию;
- Владение украинским языком или его понимание в объеме достаточном для общения;
- Наличие законных источников существования.
Депутаты же предлагают не распространять требования, предусмотренные пунктом 3-6 на две категории лиц – на иностранцев и лиц без гражданства, которые:
- защищали суверенитет, территориальную целостность и независимость Украины и принимали непосредственное участие в антитеррористической операции или военных действиях в составе добровольческих батальонов, партизанских отрядов или иных территориальных формирований, сотрудничавших с Вооруженными Силами Украины, органами Министерства внутренних дел Украины и Службы безопасности Украины;
- подверглись нарушениям прав и свобод человека на территории иностранного государства в связи со своей позицией или деятельностью, направленной на поддержку суверенитета, территориальной целостности и независимости Украины.
В подтверждение своего права на получение украинского гражданства в упрощенном порядке лица, указанные в пункте 1, вместе с ходатайством о принятии в гражданство Украины подают решение суда, которым установлен соответствующий факт непосредственного участия в антитеррористической операции или военных действиях.
Лица, указанные в пункте 2, вместе с ходатайством подают должным образом заверенные копии официальных документов, которые нарушают их гражданские права и свободы в стране постоянного проживания.
При этом, срок рассмотрения ходатайства о принятии в гражданство таких лиц не может превышать двух месяцев.
Видимо цели у авторов законопроекта были благие, однако на практике с его реализацией могут возникнуть проблемы.
Взять хотя бы определение понятий «добровольческие батальоны», «партизанские отряды», «иные территориальные формирования», которые нигде на законодательном уровне не конкретизированы. И каким образом суды будут устанавливать факты участия в этих формированиях также не понятно. Не имея четких критериев и оснований для установления таких фактов, суды попросту могут отказывать в удовлетворении соответствующих заявлений, что сделает норму «нерабочей». Да и сама целесообразность введения упрощенного порядка для принятия в гражданство Украины для этой категории лиц вызывает сомнения. Ведь в статье 9 Закона Украины «О гражданстве Украины» уже есть норма, согласно которой положения, предусмотренные пунктами 3-6 части второй этой статьи, не распространяются на лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Украиной и лиц, принятие которых в гражданство Украины представляет государственный интерес для Украины. И этого вполне достаточно. Тем более, что мотивы участия иностранного гражданина в антитеррористической операции или военных действиях на территории Украины могут быть разными и не всегда благовидными.
Что касается второго пункта, то с его реализацией также могут возникнуть трудности. Поскольку нигде не конкретизировано какие «официальные документы» будут достаточным подтверждением того, что права человек а на родине были нарушены в связи с его про-украинской позицией. Напомним также, что украинским законодательством уже предусмотрен упрощенный порядок принятия в гражданство для лиц, получивших статус беженца или политическое убежище в Украине.