Действующее на сегодняшний день законодательство предусматривает ответственность за нарушение требований законодательства о труде (№ 9616 от 19.12.2011 года). Формулировка достаточно размытая и на практике часто толкуется по-разному. Устранить указанные неточности должен законопроект о внесении изменений в ст. 41 КУпАП, в котором будет чётко прописано, что к нарушениям в сфере трудового законодательства относятся, в том числе, несвоевременное оформление документов, необходимых для назначения пенсии (в частности о стаже, заработной плате), т.е. использование труда наёмного сотрудника без надлежащего оформления. Однако указанный законопроект ещё не прошёл ни одного чтения, поэтому говорить о перспективах его принятия пока рано.
Таким образом, на сегодня за нарушение требований законодательства о труде государственные инспекторы труда уполномочены составлять и передавать в суд протоколы о совершении административного правонарушения, вследствие чего должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности и быть подданы штрафу в размере от 30 до 100 НМДГ (510-1700 грн.).
Кроме того, в ст.163-4 КУпАП предусмотрены штрафы за не удержание либо не перечисление в бюджет сумм налогов на доходы физических лиц при выплате физическому лицу доходов, а также не уведомление либо несвоевременное уведомление ГНИ о доходах граждан.
За грубые нарушения законодательства о труде может наступать уголовная ответственность согласно ст. 172 УК Украины, предусматривающая наказание в виде штрафа в размере до 50 НМДГ либо лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью сроком до 3-х лет, либо исправительными работами до 2-х лет. Однако для привлечения должностного лица к уголовной ответственности необходимо установить наличие состава преступления. К грубым нарушениям законодательства о труде относится, в том числе, необоснованный отказ в заключении трудового договора или такой отказ, содержащий признаки дискриминационного характера.