Первый в мире паровоз, представленный английским изобретателем Ричардом Тревитиком в 1804 г, едва набирал скорость 8 км/ч. В 1825 г скорость локомотива «отца железных дорог» Джорджа Стефен- сона достигла 30 км/ч. За двести с лишним лет своей истории скоростные поезда смогли разогнаться почти до 600 км/ч, и сегодня, удерживаемые магнитными силами, могут «летать» над рельсами, не касаясь их. Правда, Украине до «летающих» поездов еще далековато, но на двух направлениях - Киев-Днепропетровск и Киев- Харьков - курсируют скоростные составы, развивающие скорость до 140 км/ч.
На сегодняшний день железнодорожная система Украины состоит из шести железных дорог (Донецкая, Львовская, Одесская, Южная, Юго-Западная и Приднепровская). Монополистом отрасли является государственное (пока еще) предприятие «Укрзал1зни- ця». Более 375 тыс. работников обслуживают около 30 тыс. км железнодорожных путей. Но, как отмечает гендиректор ведомства В.Козак, отрасль нуждается в срочном реформировании. График и маршруты движения поездов дальнего сообщения не пересматривались со времен СССР, поэтому давно назрела потребность изменить логистику пассажирских перевозок в Украине. В мае текущего года была применена автоматизированная система учета пассажиров. По словам В.Козака, «сегодня сквозь призму анализа, как через увеличительное стекло, четко видно, какие поезда возят воздух, и в топках пустых пассажирских вагонов сжигают не уголь, а железнодорожные деньги».
Поэтому, как сообщает издание «КоммерсантЪ-Украина» (ссылаясь на протокол собрания «Укрзалізниці» с проектом графика движения поездов на 2012-2013 гг., ведомство планирует сократить общее количество поездов на 25% - с 160-ти до 121 пары, снять 30 ночных маршрутов, а также уменьшить количество станций, на которых останавливаются пассажирские составы. В ведомстве это объясняют стремлением увеличить среднюю скорость движения, а также избавиться от маршрутов, которые не заполняются. Эксперты полагают, что отказ от ночных поездов будет неудобен для пассажиров и является неудачным маркетинговым ходом железнодорожного ведомства для привлечения людей на скоростные поезда Нуипйа1, которые планируется запустить в начале следующего года. Известно, что в январе 2011 г. «Укрзалізниця» заключила контракт с корейской компанией Hyundai, согласно которому получит 10 скоростных составов, а также технологии, по которым планируется в дальнейшем производить такие поезда на отечественных предприятиях.
Кроме того, некоторые эксперты прогнозируют подорожание ж/д билетов. Такая неутешительная перспектива объясняется тем, что 24.10.2011 в Верховной Раде зарегистрирован законопроект «Об особенностях создания государственного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования». Данным документом предполагается реорганизация «Укрзал1зницЬ> в акционерное общество в рамках программы реформирования отрасли. Но не будем вслед за экспертами говорить о том, что нас неминуемо ждут неприятные сюрпризы. Вполне возможно, что реформа отрасли позволит оптимизировать работу железных дорог и улучшить обслуживание пассажиров.
НА БЕЛОЦЕРКОВСКОМ Ж/Д ВОКЗАЛЕ
Накануне профессионального праздника железнодорожников «Главная» побеседовала с начальником Белоцерковского ж/д вокзала Галиной Гитченко.
- Мы относимся к Юго-Западной железной дороге, и наше непосредственное руководство располагается в Козятине. Можно сказать, что ж/д вокзал - это своеобразная визитная карточка города, потому что именно отсюда начинается знакомство с Белой Церковью тех, кто впервые попадает в наш город. И от того, насколько уютен и красив вокзал и привокзальная площадь, зависит первое впечатление приезжих. А как вы знаете, первое впечатление самое сильное. И сейчас нам есть чем гордиться. В 2007 г. вокзал был отремонтирован и реконструирован, и теперь это прекрасное современное здание, где для пассажиров созданы комфортные условия. У нас действуют четыре кассы прямого сообщения и пятая - в сервисном центре. В этом центре пассажиры могут без всякой очереди взять билет, заплатив за услугу всего 10 грн. Этот сервис популярен у родителей с детьми, потому что есть отдельная комната, где ребенок может поиграть, к услугам пассажиров санузел и душ, зал ожидания повышенного комфорта. Как правило, там никогда не бывает многолюдно, поскольку транзитных пассажиров у нас мало. Также сервисным центром пользуются люди с ограниченными физическими возможностями, потому что здесь для них созданы все необходимые условия. Кстати, те пассажиры, которым по льготе раз в год полагается бесплатный проезд по Украине (по талонам), как и пассажиры, берущие билет в СВ-вагон в день отправления, могут также бесплатно воспользоваться услугами сервисного центра. В помещении вокзала есть комнаты длительного отдыха (отель). Об этом не все знают, поскольку до реконструкции такой услуги у нас не было.
Довольно большая проблема сейчас заключается в том, что льготники, пользующиеся пригородными электропоездами, не берут билеты в кассах. Им ведь не надо платить за билет, эти документы нужны для учета и последующих расчетов с отделами социального обеспечения. А пассажиры игнорируют наши обращения, и норовят проехать в электричках «зайцами». Но ведь это в первую очередь скажется на них же, потому что в результате сократят количество электропоездов, сочтя их нерентабельными. Так что «зайцы» оказывают «медвежью услугу» не только нам, но и себе. Городу ведь надо, чтобы ходили электрички. Сейчас мы планируем поставить турникет на станции Роток, чтобы предотвратить проход к поездам без билетов.
Через Белую Церковь идет много поездов на Львов, но с 6-го ноября в рамках программы реформирования «Укрзал1зницЬ> отменяется поезд №45 «Адлер-Львов». Насчет других изменений пока информации у нас нет.
Сейчас работает прямая линия «Укрзал1зницЬ> - возле дежурного по вокзалу есть телефоны, которыми пассажир может воспользоваться в случае претензий или вопросов. Наши кассиры, как и весь кадровый состав, постоянно повышают свою квалификацию, сдают экзамены на знание законодательства, компьютерную грамотность и прочее. Мы стремимся к тому, чтобы уровень обслуживания наших пассажиров был высоким, потому что у нас работает команда профессионалов.
А Первого ноября «Укрзалізниця» намерена ввести повагонную продажу билетов на поезда в зависимости от их заполнения. «В случае, если в вагоне останется менее 9 мест, открывается для продажи следующий вагон. Такие нововведения, по мнению железнодорожников, позволят последовательно и равномерно заполнять вагоны поезда, эффективно использовать существующий вагонный парк», - говорится в сообщении «Укрзал1зниц1». Согласно сообщению, незаполненные вагоны будут отцепляться и использоваться с теми поездами, на которые существует более высокий спрос.
До відома:
Нижче представлені фото (з сайту "Паровоз") з виставки "Укрвагон-2011", яка відбулася у вересні. Показані тільки українські розробки!
Український магістральний поїзд, від останньої гайки і до корпуса - все українське... але схожий на іноземний... проектна назва "Сокіл". Вже зібрано 2 таких состава на Крюківському вагонзаводі (Кременчуг). Проектна швидкість такого поїзда: середня 150 км/год, максимальна 230 км/год. Планується зібрати ще 4 чи 6 штук.
Перші 2 поїзди вже до Нового року відправляються на донецьку залізницю, мабудь, в Києві таких не буде - всі на Донбас...