Инна Ковалив,
газета «Новая»
Суммы добровольных взносов, давно ставших принудительными, зависят от аппетитов педагогов. На днях 10-летняя дочь моей подруги вернулась из школы вся в слезах: ребенка обидела учительница, отругав у доски за «неуважительное отношение родителей к школе»: мол, папа и мама уже второй месяц подряд не платят в фонд учреждения. «Завтра — последний день! Смотри не забудь!» — предупредила классный руководитель. А когда расстроенная девочка хотела записать нужную сумму в дневник, делать это учительница строго запретила. Растерянная родительница побежала в школу, но там деликатно намекнули: будете белой вороной — ищите другое учреждение! Причем подобные ситуации сегодня скорее норма, чем исключение. Поэтому «Новая» решила выяснить, обязаны ли родители платить за бесплатное образование своих детей, и что делать, если в государственной школе нагло требуют немалые деньги, да еще и психологически давят на вашего ребенка.
Педагогический рэкет
Вы никогда не задумывались, почему большинство родителей не любят ходить на школьные собрания? Ответ простой: как правило, такие родительские тусовки состоят из двух частей — «разбора полетов» по успеваемости и выбивания денег. Причем второй пункт в некоторых учебных заведениях намного важнее первого. «Вожу ребенка в обычную школу, — рассказывает мама семиклассника Васи киевлянка Елена Ткач. — Но у нас поборы вообще заоблачные! На каждом собрании разговоры только о деньгах, об учебе педагог говорит лишь вскользь — как о чем-то второстепенном…»
И если в одних школах корректно просят «помочь по возможности», в других давно никто не стесняется и не сдерживает свои аппетиты. Так что на плечи родителей (между прочим, с очень разными финансовыми возможностями) ложатся все мыслимые и немыслимые расходы. И что самое обидное — те давно привыкли, воспринимая школьное вымогательство как должное.
Родителей заставляют оплачивать не только ремонты-учебники, дополнительные уроки и факультативы, но и испытание на детях новых учебных программ! А еще нужно отстегивать денежки на новую шикарную мебель, дубовые двери в кабинеты, телевизоры и DVD в учительскую или кабинет директора, оплачивать работу охранника и уборщицы, делать недешевые подарки дорогим нашим педагогам. Мол, без всего этого школа ну просто загнется. Но если аргумент «на развитие учреждения» не срабатывает, учителя подают это под соусом «это же для вашего ребенка!» Можете не сомневаться, действует почти безотказно. «Мы платим по 75 грн ежемесячно, — говорит Марина Шевченко, мама пятиклассника Сережи из города Сумы. — Эта сумма уходит на фонд класса, охрану и два дополнительных урока — рисование и математическую логику. И на подарки учителям по 50 грн скидываемся».
«У нас взносы божеские, — считает киевлянка Людмила, чей сынишка учится во 2-м классе. — За программу «Росток» доплачиваем по 90 грн в месяц (учебники, новые методики, семинары для педагогов) плюс охрана обходится в 3 грн каждому, да еще 20 грн в фонд школы и столько же — на оклейку окон». По словам родительницы, в школе есть целая система скидок: если в семье два школьника, за второго платят 50%. В некоторых учебных заведениях пользуются скидками и дети из малообеспеченных семей. Прямо как на настоящем рынке: тут тебе и скидки, и отсрочка платежей, и начисление бонусов в виде хороших оценок!
Хотя в каждой школе — своя, отработанная годами «формула» родительских взносов. И спорить с этим — себе дороже. «Только официально — по платежке в «Сбербанке»! — мы ежемесячно платим 80 грн «безвозвратной финансовой помощи», — рассказывает киевлянин Виктор, отец первоклассника одного из лицеев в Святошинском районе столицы. — Плюс 110 грн на питание. Сдали на новую мебель по 300 грн, потом на обновление электричества — 300 грн, а позже на закупку новой посуды в школьную столовую — тарелки, вилки-ложки и кастрюли — еще по 300 грн».
Схемы «влияния»
И чем старше класс, тем крупнее купюры. «На День учителя классная руководительница заказала золотое колечко с маленьким бриллиантом — в память о нашем классе, — поведала «Новой» жительница Киевской области Любовь Сыч, мать выпускницы. — Подарок обошелся в 3 тыс грн, поэтому каждому пришлось сдать почти по сотне. А в прошлом году на свой день рождения учительница заказала нам… дорогое нижнее белье, на Новый год педагоги попросили родителей помочь организовать им шикарный фуршет. Причем чем попало они не питаются: предупредили сразу, что употребляют только деликатесы (от красной рыбы и икры до экзотических фруктов — манго, ананасов, авокадо, а также крупную дорогущую клубнику)! А теперь я с ужасом думаю, где мне взять 2 тыс грн на выпускной».
Но далеко не все знают, что подобные взносы (даже в размере одной гривни!) должны быть добровольными, хотя часто выглядят как добровольно-принудительные. А с родителями, которые имеют наглость сопротивляться «системе», в ход идут отдельные методы работы. Причем схемы влияния на взрослых просты, как все гениальное. Вот пример. «С нас требовали по 200 грн в месяц, но на одном из собраний решили не платить всем классом, — рассказывает Елена Ткач. — Так директор поедом ела нашу учительницу: мол, плохо работает с родителями. Она платила из своего кармана, а потом сказала нам на собрании. Пришлось сбрасываться уже якобы ей, ведь человек зарплату отдал в фонд школы».
Но самый результативный способ — действовать через ребенка. Так, недоплатившим «по счетам» школьникам просто занижают оценки, пока родители не бросятся выяснять причины неуспеваемости и не принесут деньги. «Моя сестра пыталась бороться с поборами, сказали прямым текстом: попросим из школы», — сетует Елена. Есть и еще более жесткий метод — психологический прессинг: педагог намеренно выставляет ребенка белой вороной, читает нотации и обвиняет в неблагодарности. «Мою дочь постоянно угнетали морально, стыдили перед классом: мол, они хорошие, а ты плохая, потому что мы в тебя душу вкладываем, а твои родители этого не ценят, — говорит киевлянка Мария Н., мать 10-классницы Ирины. — Даже отсадили ее в угол класса на последнюю парту, хотя у дочки плохое зрение».
По совести?
Но действительно ли нашим школам так не хватает средств, и обязаны ли родители сдавать деньги? За разъяснением «Новая» обратилась в Минобразования. «Это они решают сами, — заверили нас в ведомстве. — Если у родителей нет такого желания, никто не вправе их заставлять что-то платить. Государство, по ст. 53 Конституции Украины, «обеспечивает доступное и бесплатное общее среднее образование в государственных и коммунальных учебных заведениях». Об этом же говорит и ст. 2 Закона Украины «Об образовании». А в соответствии с Законом «О благотворительности» родители по желанию могут вносить на счет учебного заведения благотворительные взносы, которыми распоряжаются исключительно они же, а не администрация школы или педколлектив. Причем родители могут потребовать от руководства школы документальный отчет, на что именно потрачены их деньги». А чтобы у педагогов снова не возникло соблазна, МОН еще в начале учебного года направило письма в управления образования и науки Киевской и Севастопольской областных горадминистраций с предупреждением о недопустимости сбора денег работниками учебных заведений — это считается взяточничеством. Но если вас в школах таки прессуют, не бойтесь обращаться в управления образования.
Директора не отрицают, что деньги от пап и мам все же поступают. Но у педагогов руки чисты — средства собирают через родительские комитеты (правда, что они чаще всего полностью «ручные», предпочитают не говорить вслух). «Средств, которые выделяет государство, конечно же, не хватает, — говорит директор школы №64 г. Днепропетровска Татьяна Бычкова, — но в этом году, несмотря на кризис, мы очень многое сделали: полностью заменили пол в центральном коридоре, отремонтировали чердак, в котельной заменили счетчики, ремонтируем туалет. А что до взносов — это дело каждого, суммы мы не регламентируем. Если хотят, есть возможность, помогают, а если не имеют возможности и не хотят — нет, ведь сейчас деньги есть не у всех».
Кстати, правительство (мол, как выход из ситуации) предложило создать в каждом учебном заведении отдельный расчетный счет — и для бюджетных средств, и для благотворительных взносов. «Это полезная вещь, потому что школа будет самостоятельно распоряжаться средствами, которые поступают из бюджета, от аренды школьных помещений, от спонсоров, — разъясняет директор одесской школы №105 Сергей Чепурной. — Потому что сейчас этим занимаются райуправления образования». «В нашем городе уже все школы открывают собственные счета, — добавляет и Татьяна Бычкова. — Это значительно облегчит нашу работу, ведь на месте виднее, что необходимо в первую очередь сделать в школе, а что еще может немного подождать». Директора в один голос заявляют, что проблема будет лишь с технической стороной вопроса, поскольку нужно организовать работу бухгалтера. Возможно, более строгий учет денег и будет выходом. Но не станут ли теперь неофициальные поборы официальными, а добровольные взносы — еще более принудительными?
Если разобраться
В Украине, по данным МОН, 5 школ государственной и остальные — коммунальной формы собственности. Первые финансируются из государственного, а вторые — из городского бюджета. Средствами распоряжаются местные управления образования — они четко распределяют, сколько денег нужно на зарплату педагогов, ремонт помещений, на приобретение спортивного и другого инвентаря, замену книг и методлитературы. «Новая» пыталась выяснить, по какой схеме распределяются бюджетные деньги. Но сия тайна оказалась почему-то за семью печатями. В профильном министерстве заверили, что финансирование зависит от потребностей конкретной школы. Но ни в школах, ни в областных образовательных главках ни одну из схем распределения денег так и не смогли толком обрисовать.
Но нам по своим каналам удалось выяснить, что определенная формула, как мы и предполагали, все же существует: госсредства по ней поступают в районы, уже там распределяются на разные статьи расходов, каждая из которых имеет свой код. А уже райадминистрации добавляют недостающие средства. Причем в полном объеме финансируются только «защищенные» статьи: зарплата и коммунальные услуги. А остальные расходы зависят от возможностей поступлений в бюджет, что и создает почву для того, чтобы «доить» родительские кошельки.
газета «Новая»
Суммы добровольных взносов, давно ставших принудительными, зависят от аппетитов педагогов. На днях 10-летняя дочь моей подруги вернулась из школы вся в слезах: ребенка обидела учительница, отругав у доски за «неуважительное отношение родителей к школе»: мол, папа и мама уже второй месяц подряд не платят в фонд учреждения. «Завтра — последний день! Смотри не забудь!» — предупредила классный руководитель. А когда расстроенная девочка хотела записать нужную сумму в дневник, делать это учительница строго запретила. Растерянная родительница побежала в школу, но там деликатно намекнули: будете белой вороной — ищите другое учреждение! Причем подобные ситуации сегодня скорее норма, чем исключение. Поэтому «Новая» решила выяснить, обязаны ли родители платить за бесплатное образование своих детей, и что делать, если в государственной школе нагло требуют немалые деньги, да еще и психологически давят на вашего ребенка.
Педагогический рэкет
Вы никогда не задумывались, почему большинство родителей не любят ходить на школьные собрания? Ответ простой: как правило, такие родительские тусовки состоят из двух частей — «разбора полетов» по успеваемости и выбивания денег. Причем второй пункт в некоторых учебных заведениях намного важнее первого. «Вожу ребенка в обычную школу, — рассказывает мама семиклассника Васи киевлянка Елена Ткач. — Но у нас поборы вообще заоблачные! На каждом собрании разговоры только о деньгах, об учебе педагог говорит лишь вскользь — как о чем-то второстепенном…»
И если в одних школах корректно просят «помочь по возможности», в других давно никто не стесняется и не сдерживает свои аппетиты. Так что на плечи родителей (между прочим, с очень разными финансовыми возможностями) ложатся все мыслимые и немыслимые расходы. И что самое обидное — те давно привыкли, воспринимая школьное вымогательство как должное.
Родителей заставляют оплачивать не только ремонты-учебники, дополнительные уроки и факультативы, но и испытание на детях новых учебных программ! А еще нужно отстегивать денежки на новую шикарную мебель, дубовые двери в кабинеты, телевизоры и DVD в учительскую или кабинет директора, оплачивать работу охранника и уборщицы, делать недешевые подарки дорогим нашим педагогам. Мол, без всего этого школа ну просто загнется. Но если аргумент «на развитие учреждения» не срабатывает, учителя подают это под соусом «это же для вашего ребенка!» Можете не сомневаться, действует почти безотказно. «Мы платим по 75 грн ежемесячно, — говорит Марина Шевченко, мама пятиклассника Сережи из города Сумы. — Эта сумма уходит на фонд класса, охрану и два дополнительных урока — рисование и математическую логику. И на подарки учителям по 50 грн скидываемся».
«У нас взносы божеские, — считает киевлянка Людмила, чей сынишка учится во 2-м классе. — За программу «Росток» доплачиваем по 90 грн в месяц (учебники, новые методики, семинары для педагогов) плюс охрана обходится в 3 грн каждому, да еще 20 грн в фонд школы и столько же — на оклейку окон». По словам родительницы, в школе есть целая система скидок: если в семье два школьника, за второго платят 50%. В некоторых учебных заведениях пользуются скидками и дети из малообеспеченных семей. Прямо как на настоящем рынке: тут тебе и скидки, и отсрочка платежей, и начисление бонусов в виде хороших оценок!
Хотя в каждой школе — своя, отработанная годами «формула» родительских взносов. И спорить с этим — себе дороже. «Только официально — по платежке в «Сбербанке»! — мы ежемесячно платим 80 грн «безвозвратной финансовой помощи», — рассказывает киевлянин Виктор, отец первоклассника одного из лицеев в Святошинском районе столицы. — Плюс 110 грн на питание. Сдали на новую мебель по 300 грн, потом на обновление электричества — 300 грн, а позже на закупку новой посуды в школьную столовую — тарелки, вилки-ложки и кастрюли — еще по 300 грн».
Схемы «влияния»
И чем старше класс, тем крупнее купюры. «На День учителя классная руководительница заказала золотое колечко с маленьким бриллиантом — в память о нашем классе, — поведала «Новой» жительница Киевской области Любовь Сыч, мать выпускницы. — Подарок обошелся в 3 тыс грн, поэтому каждому пришлось сдать почти по сотне. А в прошлом году на свой день рождения учительница заказала нам… дорогое нижнее белье, на Новый год педагоги попросили родителей помочь организовать им шикарный фуршет. Причем чем попало они не питаются: предупредили сразу, что употребляют только деликатесы (от красной рыбы и икры до экзотических фруктов — манго, ананасов, авокадо, а также крупную дорогущую клубнику)! А теперь я с ужасом думаю, где мне взять 2 тыс грн на выпускной».
Но далеко не все знают, что подобные взносы (даже в размере одной гривни!) должны быть добровольными, хотя часто выглядят как добровольно-принудительные. А с родителями, которые имеют наглость сопротивляться «системе», в ход идут отдельные методы работы. Причем схемы влияния на взрослых просты, как все гениальное. Вот пример. «С нас требовали по 200 грн в месяц, но на одном из собраний решили не платить всем классом, — рассказывает Елена Ткач. — Так директор поедом ела нашу учительницу: мол, плохо работает с родителями. Она платила из своего кармана, а потом сказала нам на собрании. Пришлось сбрасываться уже якобы ей, ведь человек зарплату отдал в фонд школы».
Но самый результативный способ — действовать через ребенка. Так, недоплатившим «по счетам» школьникам просто занижают оценки, пока родители не бросятся выяснять причины неуспеваемости и не принесут деньги. «Моя сестра пыталась бороться с поборами, сказали прямым текстом: попросим из школы», — сетует Елена. Есть и еще более жесткий метод — психологический прессинг: педагог намеренно выставляет ребенка белой вороной, читает нотации и обвиняет в неблагодарности. «Мою дочь постоянно угнетали морально, стыдили перед классом: мол, они хорошие, а ты плохая, потому что мы в тебя душу вкладываем, а твои родители этого не ценят, — говорит киевлянка Мария Н., мать 10-классницы Ирины. — Даже отсадили ее в угол класса на последнюю парту, хотя у дочки плохое зрение».
По совести?
Но действительно ли нашим школам так не хватает средств, и обязаны ли родители сдавать деньги? За разъяснением «Новая» обратилась в Минобразования. «Это они решают сами, — заверили нас в ведомстве. — Если у родителей нет такого желания, никто не вправе их заставлять что-то платить. Государство, по ст. 53 Конституции Украины, «обеспечивает доступное и бесплатное общее среднее образование в государственных и коммунальных учебных заведениях». Об этом же говорит и ст. 2 Закона Украины «Об образовании». А в соответствии с Законом «О благотворительности» родители по желанию могут вносить на счет учебного заведения благотворительные взносы, которыми распоряжаются исключительно они же, а не администрация школы или педколлектив. Причем родители могут потребовать от руководства школы документальный отчет, на что именно потрачены их деньги». А чтобы у педагогов снова не возникло соблазна, МОН еще в начале учебного года направило письма в управления образования и науки Киевской и Севастопольской областных горадминистраций с предупреждением о недопустимости сбора денег работниками учебных заведений — это считается взяточничеством. Но если вас в школах таки прессуют, не бойтесь обращаться в управления образования.
Директора не отрицают, что деньги от пап и мам все же поступают. Но у педагогов руки чисты — средства собирают через родительские комитеты (правда, что они чаще всего полностью «ручные», предпочитают не говорить вслух). «Средств, которые выделяет государство, конечно же, не хватает, — говорит директор школы №64 г. Днепропетровска Татьяна Бычкова, — но в этом году, несмотря на кризис, мы очень многое сделали: полностью заменили пол в центральном коридоре, отремонтировали чердак, в котельной заменили счетчики, ремонтируем туалет. А что до взносов — это дело каждого, суммы мы не регламентируем. Если хотят, есть возможность, помогают, а если не имеют возможности и не хотят — нет, ведь сейчас деньги есть не у всех».
Кстати, правительство (мол, как выход из ситуации) предложило создать в каждом учебном заведении отдельный расчетный счет — и для бюджетных средств, и для благотворительных взносов. «Это полезная вещь, потому что школа будет самостоятельно распоряжаться средствами, которые поступают из бюджета, от аренды школьных помещений, от спонсоров, — разъясняет директор одесской школы №105 Сергей Чепурной. — Потому что сейчас этим занимаются райуправления образования». «В нашем городе уже все школы открывают собственные счета, — добавляет и Татьяна Бычкова. — Это значительно облегчит нашу работу, ведь на месте виднее, что необходимо в первую очередь сделать в школе, а что еще может немного подождать». Директора в один голос заявляют, что проблема будет лишь с технической стороной вопроса, поскольку нужно организовать работу бухгалтера. Возможно, более строгий учет денег и будет выходом. Но не станут ли теперь неофициальные поборы официальными, а добровольные взносы — еще более принудительными?
Если разобраться
В Украине, по данным МОН, 5 школ государственной и остальные — коммунальной формы собственности. Первые финансируются из государственного, а вторые — из городского бюджета. Средствами распоряжаются местные управления образования — они четко распределяют, сколько денег нужно на зарплату педагогов, ремонт помещений, на приобретение спортивного и другого инвентаря, замену книг и методлитературы. «Новая» пыталась выяснить, по какой схеме распределяются бюджетные деньги. Но сия тайна оказалась почему-то за семью печатями. В профильном министерстве заверили, что финансирование зависит от потребностей конкретной школы. Но ни в школах, ни в областных образовательных главках ни одну из схем распределения денег так и не смогли толком обрисовать.
Но нам по своим каналам удалось выяснить, что определенная формула, как мы и предполагали, все же существует: госсредства по ней поступают в районы, уже там распределяются на разные статьи расходов, каждая из которых имеет свой код. А уже райадминистрации добавляют недостающие средства. Причем в полном объеме финансируются только «защищенные» статьи: зарплата и коммунальные услуги. А остальные расходы зависят от возможностей поступлений в бюджет, что и создает почву для того, чтобы «доить» родительские кошельки.