» » » Как банкиры дурят клиентов..

Как банкиры дурят клиентов..

Объединение банкоматных сетей позволяет банкирам запутывать своих клиентов и зарабатывать на этом дополнительную прибыль.

Железные аргументы К началу нынешнего года отечественные банки установили более 18 тыс. банкоматов (сокр. ATM, в пер. с англ. — "automated teller machine" — автоматическая кассовая машина). При этом за последние пять лет ежегодный прирост количества ATM в стране стабильно составляет 3-4 тыс. штук. По итогам прошлого года суммарный оборот операций по снятию наличных с "пластика" практически достиг 200 млрд грн. Львиная доля этих денег была обналичена именно через банкоматы (см. БИЗНЕС №6 от 11.02.08 г., стр.48-51). Отметим, что люди имеют возможность снимать наличные с карт не только в банкоматах, но и через специальные PoS-терминалы (cash advance), которыми оборудованы кассы большинства банковских отделений.

Примечательно, что около 80% всех платежных карт, находящихся в обращении, — это так называемые зарплатные карты, выданные сотрудникам организаций в рамках зарплатных проектов, а также социальные карты, предоставленные пенсионерам, студентам и прочим социально не защищенным категориям граждан. Одно из требований к банкам со стороны работодателя при внедрении таких проектов — это возможность снимать наличные без комиссионных. Получается, что деньги почти с 35 млн карт могут обналичиваться совершенно бесплатно для клиентов. Статистика Нацбанка свидетельствует, что большинство граждан пользуются этой возможностью.

В 93% случаев транзакции по снятию наличных с карт осуществляются в "своих" банкоматах, т.е. в банкоматах банка, который эмитировал карту. Однако не следует думать, что банк на таких транзакциях ничего не зарабатывает. На самом деле комиссионные банкирам платит работодатель. Как правило, они составляют 0,75-1,5% от общей суммы зарплаты и прочих выплат, которые зачисляются на счета работников. Часто банкиры требуют плату за эмиссию и обслуживание карт. Она может достигать до 10 грн. за карту. Не нужно забывать, что банк также получает дешевый ресурс в среднем под 3% годовых в виде остатков на карточных счетах клиентов. В обмен на эти выгоды работодатель при заключении договора с банком обычно требует установить банкомат на территории предприятия. "Соответственно, банки развивают свои сети исходя из объемов эмиссии зарплатных карт", — говорит Олег Тищенко, заместитель начальника управления платежных карт Укрэксимбанка (г.Киев; с 1992 г.; более 3,5 тыс.чел.).

Попасть в сеть
На данный момент лидерами по количеству установленных банкоматов являются крупные системные банки. Более 70% всех ATM установили банки, входящие в ТОП-10 рынка. Однако более мелкие финучреждения также не против заполучить хотя бы небольшой кусочек этого рынка. Особенно если речь идет о небольшом кэптивном финучреждении, у которого есть возможность благодаря именно этому статусу обслуживать сотрудников компаний, входящих в его ФПГ. Конечно же, теоретически банкиры могут сказать своим клиентам: пользуйтесь тем, что есть, и тем самым заставить их, как минимум, раз в месяц искать "родной" банкомат по всему городу, чтобы снять зарплату без потерь.

Однако не исключено, что недовольные сотрудники вынудят работодателя перевести зарплатный проект в другой банк. Так что банку, желающему удержать выгодный проект, придется расширять банкоматную сеть. Самый простой, но не самый дешевый способ — это покупать и устанавливать банкоматы своими силами. При этом следует учитывать, что один банкомат стоит $15-20 тыс. Банку, карточная эмиссия которого составляет несколько тысяч карт, совершать такие инвестиции нецелесообразно. Гораздо проще договориться с несколькими банками с приблизительно таким же количеством банкоматов и выпущенных карт о создании объединенной банкоматной сети на взаимовыгодных условиях.

Можно сотрудничать и с более крупными финучреждениями, однако за это придется доплачивать, т.е. компенсировать комиссионные, которые банк-партнер мог бы брать с держателей карт. Но это все же намного выгоднее, нежели покупать собственные банкоматы.

На сегодняшний день на отечественном карточном рынке можно выделить четыре альянса, которые объединяют более 40 банков и почти 7 тыс. банкоматов. Сеть "АТМоСфера" существует с октября 2005 г. В это объединение входят как достаточно крупные банки (к примеру, "Форум", Кредитпромбанк), так и небольшие финучреждения (например, "Базис", "Золотые Ворота"). Все они пользуются услугами единого процессингового центра — UPC, на базе которого и сформировалась объединенная сеть. Процессинговый центр — это организация, осуществляющая информационно-техническую поддержку карточных транзакций. Поэтому наличие единого центра существенно упрощает работу объединенной сети.

Осенью 2006 г. ПУМБ и банки, которые обслуживаются в его процессинговом центре, создали самую широкую по количеству участников объединенную сеть под брендом "Радиус". Примечательно, что в таком альянсе участвуют банки с количеством банкоматов менее 10 штук. Изначально в данную сеть входил банк "Хрещатик", но совсем недавно он покинул ее, так как создал собственный процессинговый центр.

Создание еще одного, пока безымянного объединения сетей инициировал Укрсоцбанк. К нему по очереди присоединились три крупных банка: "Финансы и Кредит", УкрСиббанк и Правэкс-Банк. Участники данного альянса не скрывают, что объединились для создания конкуренции "Райффайзен Банку Аваль" и Приват-Банку. Так что теперь каждый из четырех банков — участников этой сети может заявлять, что его банкоматная сеть состоит почти из 3 тыс. ATM и является второй по величине в стране после сети ПриватБанка (см. "ТОП-10 банков...").

Еще один союз составили два госбанка — Ощадбанк и Укрэксимбанк — в рамках консорциума госбанков. По словам Олега Тищенко, несмотря на то что у Ощадбанка сеть банкоматов вдвое больше, они сотрудничают на паритетных началах, т.е. Укрэксимбанк не платит Ощадбанку никаких дополнительных компенсаций.

Анатомия альянса
Мотивы, которыми руководствуются мелкие банки при вступлении в банкоматные объединения, понятны — это дешевый способ расширения сети. Крупные же игроки благодаря альянсам получают возможность усилить свои позиции в отдельных регионах. "Банки с небольшими сетями могут быть хорошо представлены в конкретном регионе, к примеру, "Базис" — в Харькове, "Південний " — в южных областях", — отмечает Владимир Билоус, начальник управления платежных карт Кредитпромбанка (г.Киев; с 1997 г.; более 2,5 тыс.чел.). Более того, членство в объединенной сети позволяет крупным банкам повысить эффективность использования собственных банкоматных сетей. Дело в том, что комиссионные за снятие наличности в "чужом" банкомате состоят из двух частей — вознаграждения этого банка (эквайра) и комиссионных банка — эмитента карты (interchange).

Так вот, для участников объединения эти комиссионные устанавливаются на более низком уровне, нежели в среднем по рынку. Несмотря на то что доходность каждой отдельной операции уменьшается, совокупный доход банков — участников сети растет за счет увеличения количества межбанковских транзакций. "Идея объединения и заключается в том, чтобы мотивировать людей пользоваться банкоматами других банков. За счет увеличения количества таких транзакций растет совокупный доход от данных операций", — подчеркивает Владимир Билоус.

Расчет банкиров прост. Допустим, комиссионные за снятие наличных в "своих" банкоматах составляют 1% от суммы, а в "чужих" ATM — 2%. Понятно, что держатели карт будут стараться обналичивать карты в "родных" банкоматах и обходить чужие десятой дорогой. Но когда создается объединенная сеть банкоматов, в ее рамках устанавливаются единые комиссионные за снятие наличных в размере, скажем, 1,5%. Таким образом, если раньше клиент при желании мог тратить на обналичку всего 1%, то сейчас придется расставаться с 1,5%.

Если же речь идет об обслуживании "бесплатных" зарплатных карт, то банку с небольшой сетью приходится доплачивать банкам-партнерам с более крупной сетью. Дело в том, что количество операций по картам мелкого банка в банкоматах крупного банка, скорее всего, будет превышать количество транзакций по картам крупного банка в банкоматах мелкого банка. Получается, что банк с более крупной сетью фактически предоставляет свои ATM банку-партнеру за определенную плату. "В зависимости от размера собственной сети банка предусматривается различная тарификация операций. Заработок конкретного банка прямо зависит от величины сети", — утверждает Владимир Билоус.

Как правило, при объединении банкоматов в единую сеть предполагается, что условия приема карт в них одинаковые. То есть тарифы по обслуживанию карты в банкоматах банка-партнера не должны отличаться от тарифов "родного" банка. Однако в отечественных реалиях это не всегда так. К примеру, плата за снятие наличных с социальных и пенсионных карт банка "Финансы и Кредит" в собственной сети не взимается, тогда как в сети банкоматов-партнеров такая операция обойдется в 1%+3 грн.
Встречаются и другие аномалии. В частности, несмотря на то что Правэкс-Банк не входит в какое-либо объединение, льготные условия для его клиентов по снятию наличных распространяются на банкоматы Укрсоцбанка и Укргазбанка (не входит в сеть. — Ред.). Таким образом, зачастую участие в объединении банкоматных сетей является для банка не более чем удачным PR-ходом, а также способом ввести в заблуждение клиента. Следует также помнить, что обычно льготные тарифы в рамках объединения распространяются на получение наличных только в банкоматах, но не в кассах банков. Пожалуй, единственным исключением является объединение сетей госбанков.

Сами участники рынка отмечают целый ряд рисков, сопутствующих развитию банкоматных сетей путем их объединения. "Мы участвовали в сети крупного банка, который выступал нашим спонсором. Но когда мы решили сменить банк-спонсор, начался кошмар. Люди привыкли пользоваться банкоматами данного банка. Нам пришлось потратить массу времени и денег на разъяснительную работу, тем не менее многие клиенты остались недовольны ", — рассказывает Денис Короленко, начальник управления платежных карт банка "Базис" (г.Харьков; с 1991 г.; более 500 чел.). Возможны и другие неожиданности. Так, клиенты могут привыкнуть, что проблему с застрявшими (проглоченными) картами их банк решает в течение 15 минут, а у крупного банка-партнера это может занять несколько дней. В то же время в объединенных сетях есть и свои клиентские плюсы. В частности, в рамках таких альянсов значительно упрощается механизм осуществления переводов с карты на карту другого банка-партнера.

Взвешивая все плюсы и минусы, многие банкиры считают, что в ближайшее время тенденция объединения сетей будет только усиливаться. "Банк с 20 банкоматами не может влиять на рынок, а если он вступает в сеть, то может сказать, что у него 1,5-2 тыс. машин, поэтому, я считаю, будущее только за объединенными сетями ", — считает Владимир Билоус.

Имитаторы
Надо отметить, что наряду с традиционными объединениями банкоматов существуют и другие формы партнерства. Известно, что по отношению к платежным системам банки могут носить статус принципиальных и аффилированных членов. Аффилированные финучреждения работают на карточном рынке под спонсорством принципиальных членов. Зачастую в банкоматах банка-спонсора действуют льготные условия для карт, выпущенных его подопечными. Аналогичные альянсы с льготными тарифами образуются в рамках иностранных банковских групп, которые работают на нашем рынке. К примеру, держатели платежных карт "ОТП Банка" могут снимать наличные по льготным тарифам в банкоматах ОТР Bank в странах Центральной и Восточной Европы. Кроме того, отечественные банки начали вступать в международные банкоматные альянсы.

Так, УкрСиббанк в конце прошлого года присоединился к международному объединению банкоматов Global ATM Alliance, которое насчитывает более 32 тыс. ATM в 40 странах мира. Сеть объединяет банкоматы крупнейших международных банков, таких как Bank of America, BNP Paribas, Barclays, Deutsche Bank, Scotiabank и др. Эффекта объединения сетей можно добиться, предложив специальный карточный продукт' предусматривающий бесплатное снятие наличных во всех банкоматах банков-участников. При этом банк — эмитент карты компенсирует расходы того банка, в банкомате которого снимались наличные. Подобную новинку предлагает, например, Индэкс-банк.

Альтернатива
Банкиры считают, что тенденция к объединению банкоматных сетей — это шаг на пути к полному аутсорсингу банкоматного бизнеса. Уже в ближайшее время следует ожидать прихода на рынок специализированных небанковских компаний, которые будут самостоятельно строить банкоматные сети и предоставлять их комбанкам в пользование на условиях классического аутсорсинга. На отечественном рынке уже начали появляться такие игроки. В частности, это компания "Евронет Украина", которая является "дочкой" одноименной международной компании, располагающей более чем 10 тыс. банкоматов во многих странах мира. Несмотря на то что она работает в Украине с 2006 г., количество установленных ею банкоматов не превышает нескольких десятков. Такие банкоматы обслуживают карты любых банков. В то же время банки могут договариваться о доступе к ним своих клиентов на льготных условиях. Этой опцией уже воспользовался Уни Кредит Банк. Держатели дебетных карт этого банка могут снимать наличные в банкоматах "Евронета" бесплатно.

Участники рынка видят в данном формате сотрудничества ряд преимуществ, по сравнению с образованием банкоматных альянсов. "У нас два подхода. Во-первых, в отделениях устанавливаются наши банкоматы. Во-вторых, наши клиенты могут пользоваться банкоматами "Евронета" на таких же условиях, как "своими". Самый очевидный плюс такого подхода заключается в том, что наши клиенты не идут в банкоматы и отделения другого банка", — объясняет Сергей Крючков, член правления "УниКредит Банка" (г.Киев; с 1997 г.; более 1 тыс.чел.). Не исключено, что стратегия этого банка изменится, так как после покупки Укрсоцбанка они смогут объединить свои банкоматные сети.
  0
 QR-код адреса статьи
Коментарів: 0
Додати коментар
Інформація
Коментувати новини на сайті можна тільки протягом 370 з дня публікації.