» » Пащинский Александр - "СКРЫТЫЙ" талант

Пащинский Александр - "СКРЫТЫЙ" талант

Как-то в редакцию "Таймера" позвонил начальник отдела спорта Ирпенского горисполкома Андрей Страховский: "Хотите интервью с мотогонщиком? — Конечно, хотим! — Сейчас приедем, познакомитесь…"

Знакомимся.

Пащинский Александр Сергеевич, 23 года, родился и живет в Ирпене. Одиннадцатикратный чемпион Украины, пятикратный чемпион России, серебряный и бронзовый призер Чемпионата Европы. В 1993 выиграл свой первый чемпионат Украины. В 15 лет уже стал мастером спорта международного класса (таких в Украине всего трое)..

Сразу видно, Саша — личность неординарная, даже в масштабах Украины. Вот только, как сказал он сам, в Германии о нем знают больше, чем в родном городе. В чем причина такого нонсенса — то ли в скромности Александра, то ли в поголовной незаинтересованности наших граждан ничем, кроме политики и собственных желудков, трудно сказать. Поэтому давайте познакомимся поближе.

— Александр, как вы попали в мотоспорт?
— Привел меня в этот спорт отец, который сам - чемпион Советского союза по мотокроссу, и вот с семи лет я занимаюсь этим видом спорта, уже почти 17 лет получается.

— Расскажите немного о себе.
— Я коренной ирпенчанин. Здесь родился и живу. Правда, много времени провожу в разъездах, на соревнованиях, а одно время - с 2002 по 2005 год, жил в Германии, так как выступал за немецкий клуб. Но, даже выступая за разные клубы, как гражданин Украины представляю только Украину, и менять гражданство пока желания не возникало.
В 2005 году вернулся домой, так как получил серьезную травму, и на восстановление необходимо было время. Период 2005 - 2006 года в моей карьере был очень сложный. Но после этого, уже в 2007 году, я снова выиграл Чемпионаты России и Украины. В этом же году выступал за украинскую команду "Дары природы" из города Енакиево. В принципе, за свою спортивную карьеру я выступал за многие украинские команды, но сейчас представляю город Енакиево. С удовольствием выступал бы за ирпенскую команду, если бы у нас была хоть какая-то поддержка. Мотокросс - это технический вид спорта. И в этом виде спорта, как нигде, очень важна материальная сторона вопроса.

— Чтобы добиться результатов на высоком уровне, необходимы каждодневные тренировки. У Вас свое транспортное средство?
— Да, благодаря австрийской фирме "КТМ", поддерживающей меня. Они предоставили мне мотоцикл. Если же выступаю за клуб - то клуб обеспечивает своих спортсменов технически. Когда я выступал в Германии, то был там на полном обеспечении. Сейчас, можно так сказать, я в процессе поиска поддержки, чтобы держаться "на плаву".

— Какие вообще существуют виды мотоспорта?
— Мотоспорт разделяется на кольцевые гонки (которые проходили на "Чайке"), гаревые гонки, ледовые гонки. Также есть такой вид мотоспорта, как фристайл (чемпионат проходил в Киеве в прошлом году). Эти все виды входят в мотоспорт. Что же такое мотокросс? Например, если гаревые или ледовые гонки, это езда на спортивных байках по траве или льду, то мотокросс - это гонки по пересеченной местности. Трасса - это замкнутый круг длиной до двух километров. Длительность заезда - 30 минут, по окончанию которых дается два дополнительных круга. Примерно как в "Формуле-1", только там - по дороге, а здесь по пересеченной местности. Также есть в мотокроссе прыжки в воздухе. Если точнее, то есть мотокросс, а есть еще суперкросс - это вид мотокросса, в котором используется больше прыжков. Фактически, половину времени спортсмен проводит в "полете". Только приземлился, сразу же следующий прыжок.

— Как проходят чемпионаты, какая классификация турниров.
— Возрастные категории существуют только до 16 лет: категория, где детки до семи лет - это класс 50; до двенадцати лет - класс 65; и до 16 - класс 80.

— Что эти цифры обозначают?
— Это объемы двигателей транспортных средств, в кубических сантиметрах, или, попросту, "кубах". Для спортсменов старше 16 лет существуют две категории - 250 и 450 "кубов" - в этих категориях нет жестких возрастных ограничений, все, кто старше 16 лет могут выступать в любой из них.

— Где Вы тренируетесь?
— На данный момент, учитывая погодные условия, если я нахожусь дома, в Ирпене, то тренируюсь или в Ирпене, или в Киеве. Иногда в Боярке, там тоже есть трасса. У нас в Ирпене, в принципе, есть две-три трассы, на которых можно тренироваться. Кроме этого, мне постоянно нужно заниматься в тренажерных залах. Сейчас фитнесс-центр "BAFF" предоставляет мне возможность посещать бесплатно зал, для поддержки формы. И за это им отдельное спасибо.

— Тренирует Вас отец?
— У меня за всю карьеру было много тренеров. Каждые два года - новый тренер. Я не могу сказать, что кто-то был плохой, потому что каждый в меня что-то вкладывал. Да, отец меня все время поддерживал, был со мной и всегда что-то подсказывал. Сейчас я как бы сам тренируюсь.

— Ирпенчане могут своими глазами увидеть соревнования по мотокроссу?
— В Ирпене, на трассе по мотокроссу, около Стеклозаводской, осенью прошлого года проводились соревнования любительской лиги, а в 2008 году планируется провести один из этапов Чемпионата Украины по мотокроссу.

— Когда он будет проходить?
— В августе. Точная дата еще не определена. Это будет финальный, последний этап, потому что чемпионат состоит из пяти или шести этапов.

— А остальные этапы где проходят?
— В Киеве, Черновцах, Полтаве, Львове, Енакиево.
Также на Ирпенских трассах планируется в сентябре-октябре 2008 года проведение соревнований на квад-роциклах. соревнования будут проходить в один этап.

— Чего не хватает нашим трассам, чтобы проводить, например, международные соревнования?
— Всего хватает. Повторюсь, я здесь живу, и эту трассу поддерживает мой отец. Он всю жизнь в этом спорте. Своими силами занимается организацией соревнований. Можно и международные соревнования проводить. Тем более, рядом - Киев, где зачастую проводят этапы Чемпионатов Европы. В прошлом году были "Європейські ігри", - это турнир по "неолимпийским" видам спорта, где были представлены 15-16 видов, в том числе и мотокросс. Эти соревнования, так же, как и олимпийские игры, проводятся один раз в четыре года. На "Європейських іграх" мы завоевали серебро. Первое место заняла Италия, а третье - Дания.

— А как у нас происходит обучение детей, кто этим вообще занимается в Украине?
— Как таковых, школ по мотокроссу сейчас нет. Опять же, потому, что это технический вид спорта, и мотоциклы недешево стоят. Раньше, еще при Советском Союзе, были ДОСААФ, была поддержка, занимались этим. Сейчас все начинается фактически "с ноля", по чуть-чуть, потихоньку. Я начал заниматься маленьким, потому что у меня отец спортсмен. Он меня поддерживал, он всю жизнь со мной.

— В мотокросс идут те, у кого кто-то из близких уже в этом спорте?
— Много кто хочет заниматься, но, повторюсь еще раз, это - технический вид спорта. Это же не пошел - купил кеды, мяч, и можно во дворе гонять. Требуется мотоцикл, серьезная экипировка.

— Есть еще представители Ирпеня в этом виде спорта?
— Раньше было несколько ребят. Мы вместе занимались, вместе ездили на соревнования, но сейчас некоторые перестали заниматься. Есть такой парень, Майборода Рома. Он немного меня старше, года на три-четыре. В свое время он был Чемпионом Украины, и лучше его не было. Но потом возникли проблемы со спонсорами, потом семейные неурядицы. И он прекратил заниматься. Сейчас мотокроссом занимается мой двоюродный брат, тоже житель Ирпеня.

— Вне трассы, в городе, Вы на чем ездите?
— На машине. Многие из друзей, знакомых спрашивают - мол, почему ты не ездишь на мотоцикле? Приходится объяснять, что он та-ак иногда надоедает! Вот буквально четыре дня назад я приехал со сборов в Сочи, мы всегда ездим туда тренироваться в этот период, потому что у нас то снег, то морозы, а там, как-никак, +20. Нормальные условия для тренировок. Так что с мотоциклом я не расстаюсь круглый год. А в жизни сам езжу только на машине. Да и отец мне, если честно, не советует ездить на мотоцикле по дорогам. Не из-за того, что я ездить не умею. Я-то, наоборот, хорошо умею ездить. А из-за того, что у нас пока хватает экстремальных водителей на дорогах… и запросто может возникнуть ситуация, когда от меня уже ничего не будет зависеть, я просто ничего не смогу сделать.

— В жизни Вы аккуратный водитель?
— Да, аккуратный. Мне тоже многие говорят - почему ты так спокойно, размерено, никуда не спеша, ездишь. Ответ простой. У меня весь адреналин остается в спорте, на трассе, так что на машине я еду и отдыхаю.

— Вы не участвовали в гонках на улицах - стрит-райсинге?
— Я присутствовал один или два раза. Смотрел. Во-первых, они отличаются от спортивных гонок, там не ездят на таких мотоциклах (кроссовых), как езжу я. Я мотокроссом настолько насыщен, столько всего видел, что я просто приехал, посмотрел - да, все красиво, но это не то, что меня могло бы покорить. Этим в основном занимаются люди, которые хотят себя приобщить к какому то спорту, где-то что-то показать, доказать себе или кому-то.

— Как ваша мама относится к вашей жизни “в мотокроссе”?
— Она еще от папы привыкла к этому спорту. Как любая мама, нервничает, переживает, но когда уже приезжаю вторым или третьим - говорит, что очень плохо. В общем, у нас в семье только одно призовое место есть - первое.

— А как Вы оцениваете возможности Украины в мотокроссе на европейской, мировой арене?
— В Украине есть люди, которые подготовлены и выступают на очень хорошем уровне. Не я один такой. Есть конкуренция, несколько человек, и благодаря этой конкуренции наш уровень постоянно повышается. Например, я был серебреным и бронзовым призером Чемпионата Европы…. Так что уровень нашей подготовки позволяет нам достойно выступать. Вот и в этом году я готовлюсь к Чемпионату Европы.

— А когда и где он будет проходить?
— Он будет проводиться в десять этапов, но первые два этапа - в Украине: в Черновцах и Киеве.

— Чемпионат Европы проводится каждый год?
— Да. Если брать последний чемпионат, то я оказался на шестом месте из-за того, что не смог участвовать в некоторых этапах. А украинец Морозов Рома, участвовавший на всех этапах, стал вторым. Он сам из Киева. Есть три-четыре человека в Украине, которые подготовлены на очень хорошем уровне. Если брать тот же Чемпионат Европы, то, я думаю, в этом году на пьедестале будет не один украинец. В 2007 году так получилось, что один украинец занял второе место, один - четвертое, я - шестое. Наши были также на восьмом и десятом местах. Получается, что мы все четные места заняли в десятке первых.

— Постарайтесь теперь занять все нечетные!
— Обязательно. Сейчас я параллельно готовлюсь выступать на Чемпионате Украины. А также сам лично для себя готовлюсь к Чемпионату Европы.

— Когда Вы получили права?
— Где-то в девятнадцать лет. Но категории на мотоцикл у меня нет. Потому что я на нем по дорогам не езжу.

— А как Вы отдыхаете?
— Когда получается попасть домой, то лучший отдых для меня - это встреча с друзьями, общение с ними. Когда я получил серьезную травму, и приехал сюда из Германии, никто даже не знал, что я занимаюсь спортом. Я был обычным жителем. Правда, я никогда и не стремился, чтобы меня там узнавали или еще что-то. Но, когда я жил в Германии, постоянно выигрывал разные соревнования, про меня там пол-Германии писало. Наверное, правильно будет сказать, что в Европе моя фамилия раскручена больше, чем на Украине. Просто там вопросом пиара серьезно заниматься, у нас же, к сожалению, это пока никому не нужно. Мы еще не достигли того уровня развития, чтобы в спорт, в его развитие, вкладывать деньги. В нашей стране пока что другие приоритеты…

— Вы не думали в перспективе, по завершении карьеры, организовать школу мотокросса, или что-то в этом роде?
— Я бы с удовольствием организовал. Но полностью своими усилиями это не получится. Хотя, если будет такая возможность, с удовольствием займусь этим. Потому что для нас, особенно для Ирпеня, нашего региона, это очень актуально. Пусть ребятишки ходят заниматься спортом, кататься на мотоциклах, вместо того, чтобы сидеть в каких-то дурных компаниях, попадать туда, где тучи наркоманов и пьяниц. Лучше пусть занимаются спортом, развиваются.

Евгений АРХИПОВ
Фото из коллекции А. Пащинского
газета: Ірпінський регіональний інформаційний щотижневик "Таймер" №23 від 22 лютого 2008р.
  1
Коментарів: 0
Додати коментар
Інформація
Коментувати новини на сайті можна тільки протягом 370 з дня публікації.