» » » Православные верующие празднуют Крещение Господне

Православные верующие празднуют Крещение Господне

Богоявление
1) В Священном Писании и богословии – имевшие место в истории явления Бога человечеству (Теофания);
2) В литургической жизни Церкви – один из древнейших праздников христианского календаря (греч.– Epiphaneia, Theophania).
Возникновение праздника Богоявления следует датировать не позднее III в. Первоначально он был посвящен Воплощению, Рождеству и Крещению Христовым (это отражено, например, в проповедях святителей Григория Неокесарийского, Григория Богослова, в древних Лекционариях и проч.); датой праздника было 6 января. В IV в. сначала на Западе, а в конце века и на Востоке праздник Рождества Христова выделяется в самостоятельное торжество; содержанием праздника Богоявления остается Крещение Господне.

В настоящее время повсеместно Рождество Христово и Крещение (под названием Богоявления) празднуются раздельно (в Православной Церкви состав богослужения на эти праздники имеет много общего); лишь в Армянской Церкви с VIII в. в содержание праздника Богоявления включается также и Рождество Христово. Дни между праздниками Рождества и Крещения считаются святыми и радостными и отмечаются отсутствием поста (Святки).

Агиасма
(Греч. «agiasma» – святыня; церковнослав. – святая вода)
1. Греч. слово «agiasma», искусственно созданное при переводе Ветхого Завета и не встречающееся у античных авторов, в Септуагинте передает, как правило, еврейское «miqdas» в значениях «святое место, святилище» (Исх 25, 8 – о скинии; 2 Пар 20, 8; 30, 8; Пс 77, 69; Ис 63, 18 и др. – об Иерусалимском Храме; Исх 15, 17 – о горе Сион), «священное приношение, святыня» (Исх 29, 34 – о елее священного помазания). Авторы I–VIII вв.– Филон Александрийский, Климент Александрийский, Ориген, Евсевий Кесарийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Дидим Слепец, Феодорит Кирский, Феодор Студит – употребляли эту лексему в основном в тех же значениях. Словарь «Суда» (X в.) толкует слово «Агиасма» как храм. Однако уже в III–IV вв. стали появляться новые смысловые оттенки, например, Климент Римский метафорически именовал Христа «Агиасма знания» (Paedagogus 3. 13 // PG. T. 8. Col. 677a); словом «Агиасма» (часто во мн. ч.) называют Святые Тайны святители Василий Великий, Григорий Чудотворец, Григорий Нисский, прп. Иоанн Дамаскин (Lampe. Lexicon. P. 17).

2. В более узком значении «св. миро, св. вода» слово «Агиасма» начинает употреся византийскими авторами: Кирилл Скифопольский (VI в.) в «Житии святого Евфимия» сообщает о помазании миром от раки с мощами на могиле св. Евфимия (52, 54), свт. Фотий, Патриарх Константинопольский (IX в.), в «Библиотеке» приводит рассказ Ефрема, Патриарха Антиохийского (VI в.), о чудесном источнике св. мира; встречается Агиасма в эпиграмме Христофора Митиленского (XI в.): «На честные останки святого Пантелеимона, источающие агиасму» (Die Gedichte des Christophoros Mitylenaios / Ed. Kurtz E. Lpz., 1903. N 59. S. 56); свт. Григорий Нисский так называет мощи святых; в сочинениях, приписываемых Иоанну IV Постнику, Патриарху Константинопольскому (VI в.), и в Номоканоне Агиасма называется св. водой (Lampe. Lexicon. P. 17), а в трактате «О церемониях византийского двора» имп. Константина VII Багрянородного (X в.) Агиасма обозначает воду источника храма Богородицы во Влахернах и богоявленскую воду (De cerimoniis… / Ed. A. Vogt. T. 1. P. 131).

В богослужебных книгах словом «Агиасма» обозначается св. вода. Однокоренное слово «agiasmos» (от греч. agiazo – освящать) стало terminus technicus для чинов освящения воды греч. Евхологиев (см. Богоявление, Крещение, Водоосвящение). Отсюда новогреч. agiasma – святой источник. Церковнославянский язык воспринял это слово в значении «святая вода»: «Агиасма еже есть освященая вода» (Дубенский сборник, XVI в.). Обычно Агиасма обозначает святую воду только великого водоосвящения; часто употребляется сочетание «великая Агиасма». Иногда встречающееся новообразование «малая Агиасма» (НКС. Т. 4. С. 651) обозначает святую воду малого водоосвящения
Великая Агиасма, т. е. богоявленская вода, или вода таинства Крещения, является одной из главных святынь Православной Церкви и имеет широкое литургическое употребление. Великую Агиасму пьют в случае канонических или иных препятствий к Причащению Святых Таин.

Современный Требник предписывает в этих случаях вкушать натощак Агиасму и антидор (см. чин исповеди, послеисповедное увещание; архиеп. Вениамин. Новая скрижаль. С. 371, 478). В Чиновнике новгородского Софийского собора предписано не вкушать на литургии после Причащения даже теплоты и антидора до окончания чина водоосвящения в день накануне Богоявления, с тем чтобы вкусить великой Агиасмы натощак. Великая Агиасма, остающаяся после совершения таинства Крещения, выливается в «место непопираемое» (Номоканон при Большом Требнике, ст. 199). В XV–XVII вв. на Руси существовал особый чин Причащения богоявленской воды, «егда несть леть причаститися животворящих Христовых Таин, Плоти и Крови», совершавшийся «по совету духовного настоятеля, егда время повелит». О чудесных свойствах богоявленской воды упоминает уже свт. Иоанн Златоуст: «В этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год… Существо этой воды не портится от продолжительности времени, но… целый год, а часто два или три года она остается неповрежденною и свежею, и после столь долгого времени, не уступает водам, только что взятым из источников» (De Baptismate Christi // PG. T. 49. Col. 366b; Типикон. Т. 1. С. 192).


www.pravoslavye.org.ua
  0
 QR-код адреса статьи
Коментарів: 0
Додати коментар