В понедельник утром на поле близ таможенного терминала Киевской области, где произошло крушение, все еще продолжали работать спасатели. Место падения обтянули сигнальной лентой и выставили милицейское оцепление. По непроходимой грязи, которую вдоль и поперек разъездили пожарные автомобили, пройти можно было с трудом. Обгоревшие обломки самолета, разбросанные на площади более полукилометра, были очень малы – настолько огромной была скорость удара об землю. Из крупных останков крылатой машины сразу бросались в глаза изувеченный двигатель и красного цвета пилотские кресла. Особняком на огороженной территории выделялась крыша разрушенного домика-сторожки. Кстати, правоохранители пока не сказали однозначно, был ли кто-то внутри, когда пикирующий "Бич Крафт" врезался в строение. Возле въезда на таможенный терминал дежурили два охранника – именно они стали первыми свидетелями авиакатастрофы.
– Мы с Николаем были в сторожке, когда слышим около пяти вечера такой гулкий звук, будто что-то огромное шмякнулось об землю, – рассказывает охранник терминала Руслан Петрашенко. – Выглянули в окно, а на поле сквозь туман пробивается зарево пожара. Мы схватили фонарики и рванули туда, а там самолет горящий – развалился весь на части, а вокруг разбросаны тела четырех человек. Пол жертв едва можно было различить – только присмотревшись поближе, мы рассмотрели, что одна из них женщина, а остальные мужчины. Помочь им уже было невозможно. Напарник бросился звонить в экстренные службы. Первой прибыла огромная пожарная машина из аэропорта. Когда потушили пламя, обнаружили еще одно тело. С самого утра среди обломков еще пищал какой-то прибор, затем умолк.
– В авиакатастрофе погибли: пилоты Петр Тужимский (1945 г.р.), Мирослав Драгер, а также пассажиры Милош Новак (1958 г.р.), его жена Сюзана Новакова (1962 г.р.) и Петра Кобак (1973 г.р.), – продолжает прокурор Федоренко. – С утра в понедельник, несмотря на то, что самолет разбился на мелкие части, все еще пищал спутниковый маячок. Наши специалисты его отключили – ведь разбившееся судно было обнаружено практически сразу после крушения. До сих пор неизвестно, был ли разбившийся самолет оснащен черными ящиками. Пока что возбуждено уголовное дело по статье "Нарушение правил полетов, что повлекли за собой смерть людей". Конкретных обвиняемых пока нет. Мы пока не приступали к разбору разрушенной сторожки, но спасатели исследовали развалины со служебными собаками, обученными находить тела людей. Результат пока что отрицательный, то есть там наверняка никого не было.
Источники, приближенные к расследованию причин авиакатастрофы, считают, что причиной трагедии стала либо ошибка пилота, либо неисправность машины. Ведь диспетчеры "Жулян" дважды предупреждали об отклонении от курса, однако летчик почему-то не отреагировал либо машина уже не слушалась. Чешский пилот уже вышел на так называемую глиссаду – посадочную прямою. Он успел пройти дальний привод радиомаяка, расположенный в четырех километрах от аэропорта, однако в зону действия ближнего радиомаяка, расположенного за километр, так и не попал.
Аэропорт должен был переехать в Васильков еще в 1993 году
Николай Селенко, бывший начальник службы движения аэропорта "Жуляны":
– Я давно предупреждал об опасности, которую представляет аэропорт в черте густонаселенной столицы. Когда в радиусе посадочного круга начали застройку, я ходил к хозяевам этих дач и говорил: "Вы что, самоубийцы? Здесь нельзя строить!". Однако застройка продолжалась. И кроме дач там вскоре выросли массивы. Тогда я вместе с единомышленниками оббегал сотни кабинетов и таки добился постановления Кабмина № 746, подписанного 17 сентября 1993 года тогдашней властной верхушкой – президентом Кучмой и премьером Пустовойтенко. Постановление называлось "О мерах по развитию аэропортового комплекса "Киев (Жуляны-Васильков). Этот документ предусматривал перенос комплекса в Васильков, а контроль за исполнением был возложен на вице-премьера Евтухова. Однако никто это решение так и не выполнил. Аэропорт остается в городе и каждый день над высотками заходят на посадку самолеты в несколько раз больше разбившегося "Бич Крафта". Пока это будет продолжаться, никто из жителей не может себя чувствовать в безопасности.
Самолеты аварийно приземлялись и разбивались в городе последние 50 лет
В 1957 году над аэропортом из-за ошибки диспетчера столкнулись два ИЛа. Оба самолета упали на жилые дома в районе улицы Совская. Все люди на борту погибли.
23 мая 1974 г. при заходе на посадку в Жуляны рухнул реактивный Як-40. Одна из возможных причин аварии – неправильно выставленный экипажем показатель давления на аэродроме. Погибло 29 человек.
14 ноября 1974 г., сразу же после взлета из Жулян, загорелся правый двигатель самолета ИЛ-14. Экипаж дотянул снижающуюся машину до Жукова острова, где она взорвалась. Никто не выжил.
17 декабря 1976 г. АН-24, приземляющийся на полосу Жулян с востока, в условиях плохой видимости не рассчитал скорость приземления, проскочил аэродром и врезался в насыпь железной дороги Киев-Фастов. В огне пожара погибли 48 человек.
В том же 1976 г. Як-40 маршрутом Киев-Каунас заходил на посадку в Жуляны, когда бортпроводник случайно выключил двигатели. Пилоты чудом посадили машину в осокорские болота – там, где сейчас многоэтажки Харьковского массива..