Буча новини міста, Буча сайт » статті і публікації » статті » Человек в биосфере. Второй путь эволюции

Человек в биосфере. Второй путь эволюции

В живом веществе структурные и функциональные изменения находятся в динамической взаимосвязи. Изучение этих преобразований представляет интерес потому, что структурное и функциональное совершенство живого организма взаимосвязано с возможностью выживания в экстремальных условиях, с прогрессирующим развитием, освоением новых территорий, поддержанием либо нарушением устойчивости природной системы, в которой существует популяция этого организма.

В глобальном масштабе наиболее прогрессирующим видом оказался человек разумный. По мнению ряда ученых, мощь его развилась до размеров геологической силы [1; 2 и др.] При этом, как-то стороной обходится тот факт, что антропологами не обнаружено никаких существенных для жизнедеятельности человека структурных изменении в его анатомии и физиологии на протяжении, по крайней мере, последних 25000 лет.

Стабилизацию вида Homo Sapiens принято объяснять выравненностью экологических условий среды обитания человека, а также рядом типично человеческих черт, таких как дружба, товарищество, общественное ведение хозяйства; забота о слабых и больных членах общества, которые на более низких ступенях развития неизбежно бы погибли под воздействием естественного отбора.

Признавая равносправедливыми как факт стабилизации биологической эволюции человека разумного, (т.е. факт отсутствия структурных изменений организма) так и очевидный факт прогресса всей популяции (факт наличия функциональных изменении) хочется выразить неудовлетворение антидиалектичностью, которая выражается в кажущемся отсутствии преемственности биологической эволюции. Характерно, что вопрос об этом "несоответствии" назревает на стадии безудержного нарастания скорости научно-технического прогресса, выявления собственных - человеческих, отличных от природных путей решения экологических и хозяйственных проблем; в момент включения всей биосферы в сферу жизненных интересов человека. Неудивительно, что нередко между природными процессами и деятельностью человека проводится достаточно четкая принципиальная граница, обусловленная в ряде случаев отсутствием сравнимых единиц, характеристик, критериев.

Разработанная И.И. Шмальгаузеном кибернетическая схема дарвиновской теории эволюции дает ряду категорий четкие, сравнимые в разных отраслях знаний определения В эволюции выявлены входные и выходные каналы эволюционного прогресса, его механизмы преобразования, передачи и усиления наследственной информации, механизмы контроля. И.И. Шмальгаузен говорил: «Кибернетическая схема эволюции предполагает наличие средств передачи информации из поколения в поколение и возможность ее переработки».

Вполне естественно, что такой способностью обладают все живые организмы, включая человека. Но до его появления передача информации из поколения в поколение могла происходить лишь на генном уровне. В процессе генной эволюции у человека появилось уникальное новообразование - вторая сигнальная система, которая стала новым каналом информации и как следствие - основой принципиально нового пути в эволюции живого - эволюции на внешнем информационном уровне. (B дальнейшем для краткости она будет называться ВНЕШНЕЙ ЭВОЛЮЦИЕЙ в противоположность ЭВОЛЮЦИИ ВНУТРЕННЕЙ - на генном уровне.)

Внешняя эволюция характеризуется рядом отличительных особенностей. Во-первых, легко видеть, что она на начальном этапе не затрагивает генный аппарат человека и окружающей его биоты. Приобретенные человечеством знания и ценные признаки не становятся врожденными. Но они и не исчезают, как то бывает у детенышей животных, родители которых приобрели условные рефлексы.

Во-вторых, обладателем информации под воздействием внешней эволюции становится не каждый отдельный индивид, а популяция в целом.

В-третьих, не затрагивая генный аппарат, внешняя эволюция не создает каждому конкретному индивидууму полезные структурно-функциональные изменения. Следствием ее является создание надпопуляционной надстройки.

В-четвертых, не исключая элемент случайности, внешняя эволюция идет по пути целенаправленных преобразований. В диалектическом смысле внешняя эволюция является антитезой эволюции внутренней - на генном уровне.

ЭВОЛЮЦИЯ НА ВНЕШНЕМ ИНФОРМАЦИОННОМ УРОВНЕ - ЭТО ПРОЦЕСС, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЙСЯ СОЗНАТЕЛЬНЫМ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫМ СОЗДАНИЕМ ПОЛЕЗНЫХ ЧЕЛОВЕКУ НАДОРГАНИЗМЕННЫХ ПРИЗНАКОВ, ЗАКРЕПЛЯЮЩИХСЯ, УСИЛИВАЮЩИХСЯ И ПЕРЕДАЮЩИХСЯ ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ ПО ВНЕШНИМ ИНФОРМАЦИОННЫМ КАНАЛАМ.

Наглядным проявлением внешней эволюции может быть увеличение скорости передвижения человека с 12 км/час (бег) до 12 км/сек (вторая космическая скорость) без закрепления этого признака на генном уровне. Это не единичный пример. Достаточно сказать, что удлинение руки примитивными орудиями труда (палка-копалка, каменный скребок, зубило и т.д.) стало первыми шагами на новом пути эволюции живого.

Поскольку вопросы развития орудий производства и экономики выходят за рамки традиционных представлений в биологии, то вывод о внешней эволюции кажется натянутым, если не надуманным. Такое впечатление неизбежно возникает в среде, где принято рассматривать человека и человеческое общество как социальное, а не биологическое явление.

Как же связан человек со средой обитания? Чем его деятельность отличается от таковой в окружающей его биоте?

Отношения между организмами (сообществами организмов) в биосфере определяются как отношения между трансформаторами вещества, энергии и информации. Организмы, синтезирующие необходимые для них питательные вещества из неорганических, использующие при этом для синтеза энергию солнца либо энергию, высвобожденную за счет окисления неорганических веществ, называются автотрофами. Организмы, которые не способны к синтезу питательных веществ из неорганических соединений, называются гетеротрофами. Для своего существования они вынуждены питаться готовым органическим веществом, созданным автотрофами, а в более сложных случаях они поедают других гетеротрофов. Наконец, организмы, питающиеся органическими остатками автотрофов и гетеротрофов, называются сапрофитами.

Человек вошел в биосферу как гетеротроф. Однако для выживания в суровых условиях дикой природы ему совершенно недостаточно было трансформированной автотрофами солнечной энергии, которая потреблялась им с пищей. Так, вначале он овладел энергией огня, затем активно начал использовать энергию движения воды, ветра, пара, электричества, ядерную энергию и т.д.

Миллионлетняя эволюция на генном уровне закрепила у многих видов живых существ способность использовать в своей жизнедеятельности виды энергии не столь универсальные для белковой жизни, как энергия разложения аденозинтрифосфорной кислоты. Так, часть растений использует при размножении энергию ветра; нильская рыба мормирус, летучие мыши и еще некоторые живые существа используют электрическую энергию для эхолокации. Даже в воде, охлаждающей ядерные реакторы, находят бактерии, которые используют тепловую энергию ядерного распада. Но лишь человек в процессе внешней эволюции научился сознательно и целеустремленно использовать практически все ныне известные виды энергии.

На заре своего существования человек действительно был типичным гетеротрофом. Но с развитием сельского хозяйства он в отличии от других гетеротрофов начал создавать собственные пищевые цепи. Степень развития пищевых цепей человека достигла такого уровня, что живые организмы, включенные в них (культурные растения и домашние животные), уже не способны существовать в современном их виде без человеческого вмешательства.

Развитие науки и техники, в конечном счете, также направлено на поддержание и усиление пищевых цепей, на создание привычных, оптимальных для человеческого существования условий обитания. Каждая таксономическая единица живой природы так или иначе воздействует на среду, трансформируя ее определенным, присущим данному виду образом. Но лишь человек под воздействием внешней эволюции развил в себе способность к надорганизменной трансформации вещества и энергии и созданию на этой основе своей собственной антропогенной глобальной среды, по своему содержанию совпадающей с ноосферой В.И.Вернадского.

Основными чертами надорганизменного трансформатора являются:

а) гетерогенность. Человеческий разум создает над своей биологической оболочкой надорганизмеиную надстройку промышленного и сельскохозяйственного комплекса;
б) эвритрофность. По мнению И. Борнера [4] с 50-х годов XX столетия в производственные процессы, обеспечивающие человеческие потребности, включилась практически вся биосфера. Не существует, пожалуй, на планете такого вещества и энергии, которые бы человек не попытался включить в свои жизненные циклы;
в) мобильность и эвритопность. Второй путь эволюции представляет человеку неограниченные возможности для передвижения не только по поверхности планеты, но и в значительной мере под водой, землей и в надземном пространстве, благодаря чему человек имеет глобальный ареал распространения. При всей экологической неоднородности среды - в различных точках планеты человек как надорганизменный трансформатор способен нормально существовать и функционировать благодаря создаваемой им для себя среды обитания.
Средообразующая роль надорганизменных трансформаторов носит как локальный, так и глобальный характер (комфортная среда жилищ - глобальные нарушения химического состава и температурного баланса атмосферы за счет промышленных выбросов);
г) неуклонно возрастающая скорость эволюции.

Рост скорости эволюции надорганизменных трансформаторов происходит по ряду причин:

1. Внешние каналы передачи и переработки информации обладают более гибкой и совершенной системой управления и обратной связи, чем ее аналоги в эволюции на генном уровне;
2. Используя, как и в эволюции на генном уровне, метод проб и ошибок, внешняя эволюция не доводит все 100 % вариантов до материализации, проводя их анализ на внешнем информационном уровне и отсеивая большую их часть на основании приобретенных ранее знаний;
3. Скорость внешней эволюции увеличивается также благодаря тому, что структурно-функциональные преобразования не реализуются в каждом конкретном индивидууме, но одновременно являются достоянием всей популяции;
4. Скорость эволюции возрастает еще более с развитием третьего пути эволюции - генной инженерии. Она является синтезом первых двух путей - сознательным воздействием разума на генный аппарат.
5. Человек как надорганизменный трансформатор оказывает влияние не только на собственную эволюцию, но и на эволюцию всей биосферы. Процесс этот осуществляется по пути изменения экологической среды, структурных изменений в биогеоценозах, включения в трофические цепи культурных ценозов и влияния на аппараты наследственности биоты;
6. Внешняя эволюция планируется возрастающими потребностями человека.

Принятие изложенных взглядов, вероятно, приведет к более целостному восприятию мира, к пониманию единства внешне разнородных процессов. На их основании можно сделать первые, очень неполные выводы:

• В настоящее время в природе эволюция идет по двум путям: на генном и внешнем информационном уровне.
• Во второй путь эволюции постепенно включается вся биосфера, но осуществляется он пока лишь в интересах живых существ, обладающих второй сигнальной системой (сознанием).
• Внешняя эволюция осуществляется не в отдельных особях; а в популяции.
• Вещественной и энергетической основой внешней эволюции является надорганизменная трансформация.
• Внешняя эволюция, обладая более совершенной системой передачи и переработки информации, превышает скорость генной эволюции на несколько порядков.
• Следствием превышающей скорости внешней эволюции является невозможность, нереалистичность удержания биосферы на уровне дикой природы. Биосфера будущего - это система культурценозов, регулирующей и стабилизирущей силой которой будут надорганизменные трансформаторы.
• Признание существования факта внешней эволюции должно, вероятно, привести к смене некоторых этических норм. Вероятно, бессмысленными становятся изрыгания проклятий рядом западных авторов в адрес индустриального общества [5]; ревностью разбалованного ребенка можно было бы назвать опасения по поводу проблем, связанных с созданием искусственного интеллекта. В то же время именно внешняя эволюция должна заставить призадуматься над ее скоростью и последствиями, которые может вызвать неумелое прогнозирование хозяйственной деятельности.
• Лишь понимание того, что все три ныне известных пути эволюции являются процессами одного порядка, сможет, вероятно, привести к созданию критериев, позволяющих сравнивать природные процессы с человеческой деятельностью, оценивать эффективность природоохранных мер и, как это не печально - меры ущерба, который наносит антропогенная деятельность биосфере.


Бакланов А.В.

-----------------------
ЛИТЕРАТУРА
1. В.И.Вернадский. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., "Наука", 1965, с.328.
2. A.B. Лапо. Следы былых биосфер. М.,"Знание",1979, с.26
3. И.И. Шмальгаузен. Эволюция в свете кибернетики. -В сб. "Кибернетические вопросы биологии. "Новосибирск, "Наука",1968, с.188-192
4. Borner Joachim. Die Enwicklund des Stoffwechselprozesses zwischen Mensch und Natur unter dem binfluB des wissenschaftlichtecnnischen Fortschritts. "Nachr.Menscn-umwelt", 1980, 8, № 2-4, Jeil I, 12-16.
5. Livingston John A. On the relevance of lungfish, lilacs, wolves and spirit levels in resource-constrained economies. "J. Soil and Water ConservV, I980, 35, № 4, 165-170.

-----------------------
Коментарів: 1
Додати коментар
Інформація
Коментувати статті на сайті можливе лише впродовж 370 днів з дня публікування.
bbr
  • bbr (0)
  • Гостi
  • 23 липня 2007 11:33
Людство котиться в прірву!

0