» » » Гетман Иван Мазепа и ренессанс национальной культуры

Гетман Иван Мазепа и ренессанс национальной культуры

1687 года от Рождества Христова, 25 июля, общим Казацким советом «в соответствии с обычаями и давними правами свободными голосами» украинским гетманом избрали генерального есаула Ивана Степановича Мазепу. Обладателем гетманской булавы стал человек, которому судьбой было предначертано оставить наиболее заметный после Хмельницкого след в истории казацкой Украины. За 15-летний период правления его предшественника Ивана Самойловича на Гетманщине, куда переме стился после тяжелых времен Руины центр общественно-политической жизни, произошел ряд позитивных перемен. Используя достижения Самойловича, новый гетман —высокообразованный, повидавший свет, и очень богатый ч еловек — направил всю свою неисчерпаемую энергию и материальные возможности на развитие Украины. В те времена в украинском обществе получила распространение идея Второго Иерусалима — Киева. Судя по всему, ею руководствовался в своей деятельности и гетман Мазепа. С его именем тесно связан ренессанс украинской культуры, расцвет науки, литературы, изобразительного искусства, масштабное строительство.

Важным условием процветания Украины, ее международного авторитета Мазепа считал поднятие образования до европейского уровня. В осуществлении этого замысла он, бесспорно, пользовался опытом своего предшественника на ниве меценатства «некоронованного короля Украины» кн язя Константина Константиновича Острожского (1526—1608 г.г.) Используя почти неограниченные финансовые ресурсы (Острожским принадлежало около 40 замков, 100 мостов и 1300 сел), умноженные на пылкий патриотизм, князь посвятил свою жизнь защите прав Ук раины, ее традиций, веры. В условиях растущей экспансии в Украину шляхетской Польши, окатоличевания и полонизации населения, в 1576 году в Остроге им открыта Cлавяно-греко-латинская школа, которую уже в 1579 г. именуют академией. Первым ректором Академии был писатель-полемист Герасим Смотрицкий, его преемником — будущий патриарх Константинопольский и Александрийский Кирилл Лукарис. Определенное время в академии работали выдающийся писатель-полемист Иван Вишенский и известный деятель украинской культуры Демьян Наливайко. Среди выпускников академии — славный гетман Войска Запорожского Петр Конашевич-Сагайдачный, автор первой грамматики славянского языка Мелентий Смотрицкий, выдающийся гуманист того времени митрополит Киевский Иов Борецкий. Но после смерти Константина Острожского для академии наступили тяжкие времена. Если его старший сын Януш (уже католик), выполняя завещание отца, еще содержал Острожскую академию и типографию, то другие потомки «славных прадедов великих» свели на нет великое дело князя. 1636 г. академия прекратила свое существование.

На это время в Киеве уже существовала Братская школа, которая стала при митрополите Петре Могиле коллегией. Мазепа настойчиво добивался поднятия статуса Могилянской коллегии. В 1701 году согласно царской грамоте она официально признана академией и, благодаря щедрой финансовой поддержке гетмана, вскоре стала одним из ведущих культурных центров православного мира. В этом самом престижном учебном заведении Украины мог получить образование каждый, невзирая на его общественное положение. Главными критериями при наборе студентов были талант к обучению и желание получать знания. В построенном в 1694 г. учебном корпусе их учили греческому и латинскому языкам, теологии и философии, литературе и истории, математике, физике, астрономии высокообразованные преподаватели, среди которых — будущий местоблюститель патриаршего престола Российской империи Стефан Яворский и ученый-энциклопедист, будущий духовник Петра I Феофан Прокопович. Выпускники академии нередко занимали наивысшие церковные и правительственные чины в Российской империи. В 1700 г. по образу Могилянской коллегии была основана коллегия при Борисоглебском монастыре в Чернигове, помещение для которой построено за средства Мазепы. Планировалось открытие коллегии в древнем Переяславе. В этой деятельности прослеживалось огромное желание гетмана восстанавливать таким образом ведущую роль главных древнерусских городов, упоминавшихся еще в Х столетии.

Во времена Мазепы в значительной степени связано и возрождение летописи. В казацких летописях Самовидца, Грабянки и особенно в фундаментальной «Летописи Самойла Величка», описывались драматические события, которые происходили на территории Украины при Богдане Хмельницком и его преемниках.

Едва ли не самой важной составляющей частью многогранной деятельности гетмана стало церковное строительство. После краха Киевской Руси строительство монументальных культовых сооружений в Украине, в частности на Приднепровье и Левобережье, практически не велось. В условиях ордынского господства, татарских вторжений в эпоху Княжества Литовского, преследования православной церкви при Польше, народных восстаний и времен Руины, население было в состоянии только поддерживать в более-менее удовлетворительном состоянии уцелевшие древнерусские храмы и строить новые (незначительные). Перелом произошел при гетмане Иване Самойловиче. На его средства началось сооружение величественного Троицкого собора в Чернигове, соборной церкви Мгарского монастыря под Лубнами. В это время начал формироваться архитектурный стиль, получивший название «украинское барокко». В нем удачно соединились архитектурные особенности древнерусских монументальных каменных храмов или деревянных культовых сооружений с элементами стиля барокко, разновидности которого распространились по всей Европе.

Во времена правления Мазепы впервые после времен Ярослава Мудрого Украина переживала настоящий строительный бум. Уже через год с лишним, после прихода к власти он завершил начатое Самойловичем строительство соборной церкви Мгарского монастыря, следом — Спасской церкви в этом же монастыре, а также Троицкого собора в Чернигове. По инициативе гетмана и благодаря его личным средствам с неслыханным размахом велось сооружение величественных каменных церквей, реставрировались древние храмы, менялся архитектурный лик украинских городов.

Бесспорно, главное место в строительной деятельности гетмана занимал Второй Иерусалим — Киев — неизменная духовная столица украинского народа. В бывшем стольном граде Руси немало сооружений еще напоминало о его величественном прошлом. Часть уцелевших древнерусских храмов отремонтировал митрополит Петр Могила, другие лежали в руинах. Восстановление величия давней столицы Мазепа видел в реставрации храмов, которые были своеобразными символами Киевского государства. В период 1690— 1697 г.г. воспрянула в барокковых одеяниях капитально отремонтированная «святая София, митрополья Русская». Почти одновременно проводились масштабные работы на еще одной достопримечательности княжьей эпохи — Михайловском Златоверхом монастыре. А в 1695—1696 г.г. расширяется и неузнаваемо меняет свой внешний вид главный храм Печерского монастыря — Успенский собор. Отремонтирована и перестроена также возведенная в ХII ст. Троицкая надвратная церковь Печерского монастыря. Вкладываются значительные средства в восстановление древних Кирилловской церкви в Киеве и Борисоглебского собора в Чернигове. Во время этих работ сооружаются новые бани и надстраиваются и золотятся старые (Софиевский и Успенский соборы) постройки, появляются роскошные барокковые фронтоны и достраиваются новые галереи и нефы, хотя, в целом, интерьеры сохраняли характерные стилистические черты храмов Древней Руси.

Выдающимся достижением строительной деятельности Мазепы было сооружение новых монументальных храмов. Они вырастают в Киеве, других городах одновременно с обновлением древних церквей. Достопримечательности того времени в Киеве — Богоявленский собор в Братском монастыре, Николаевский собор в Пустынно- Николаевском монастыре, церковь Всех Святых на Экономических вратах Печерского монастыря — на протяжении длительного времени служили образцами церковного строительства. В конструкции Богоявленского (1690—1693 г.г.) и Николаевского (1690—1696 г.г.) соборов чувствуется существенное влияние древнерусских монументальных храмов. В их плане удлинен прямоугольник с шестью столбами, которые разделяли внутреннее пространство на три продольные части — нефы. Венчались церкви пятью банями, западный фасад украшали две башни (как в древних Софийском соборе в Киеве и Спасском в Чернигове). Принципиально новое конструктивное решение использовано при сооружении церкви Всех Святых (1696— 1698 г.г.) В ней впервые воплощена в камне конструкция пятисрубных деревянных храмов. Этот самобытный, присущий лишь Украине тип культовых сооружений, также стал прообразом построенных на средства Мазепы великого Вознесенского собора в Переяславе, Николаевской церкви в Батурине, Петропавловской — в Густинском монастыре под Прилуками, а также более поздних храмов. Рядом с церквями впервые на Гетманщине строятся каменные колокольни (Софиевский собор в Киеве и Борисоглебский в Чернигове), монастыри обносят мощными каменными стенами (Печерский и Густинский монастыри).

Сфера деятельности Мазепы не ограничивается лишь значительными городами, при его участии сооружается Успенский собор в Глухове, трапезные церкви в Мгарском и Густинском монастырях, Троицкая и Николаевская церкви в Батурине, Покровская церковь в Дегтярях. В документах засвидетельствованы пожертвования гетмана на восстановление Монастыря св. Саввы в Палестине. Колоссальное строительство велось в гетманской столице Батурине. В батуринском гетьманском дворце хранилась значительная коллекция оружия, а также большая библиотека. В 1708 году после взятия Меньшиковым Батуринской крепости город сравняли с землей, его население было уничтожено. В настоящее время в поселке городского типа Батурине проживает свыше трех тысяч жителей.

С тех времен прошло три столетия. Часть построенных или обновленных Мазепой храмов уничтожена в годы воинствующего атеизма и лишь пожелтевшие фотографии и старинные рисунки остались в память о них. Те же, которые дошли до современности, являются достойным памятником их основателю.

подробно биографию Мазепы можно почитать тут>>
  0
 QR-код адреса статьи
Коментарів: 0
Додати коментар
Інформація
Коментувати новини на сайті можна тільки протягом 370 з дня публікації.